«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «ПЕРЕВЁРНУТЫЙ КЛАСС» НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Вторник 16 апреля 2024

На сегодняшний день традиционная форма обучения больше недостаточно актуальна и смешанное обучение становится реальностью образовательного процесса. Конечно же, большинству учителей хочется проводить уроки в классе. Но дистанционное обучение в школе никуда не уходит – оно стало неотъемлемой частью образовательного процесса.

Автор: Филиппова Оксана Алексеевна
Место работы: МАОУ СОШ №22 им. Героя Советского союза В.С. Маркова
Должность: учитель английского языка

В новой реальности не все дети могут ходить на уроки: некоторые школы вновь отправляют на карантин, в других переходят на онлайн-обучение на один или несколько дней в неделю. Более того, в соответствии с ФГОС современный урок отличает опора на информационно-коммуникационные технологии, которые позволяют усовершенствовать традиционные формы и методы обучения.

Одной из современных образовательных технологий, отвечающей требованиям организации персонализированного образовательного процесса является смешанное обучение. Поскольку именно в основе смешанного обучения заложена идея объединения технологий традиционной классно-урочной системы, электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Оно «предполагает элементы самостоятельного контроля учеником образовательного маршрута, времени, места и темпа обучения, а также интеграцию опыта обучения с учителем и онлайн» [1].

Модель «перевернутый класс» — является разновидностью технологии смешанного обучения. (В 2007 году эту методику придумали Джонатан Бергман и Аарон Сэмс — преподаватели химии в американской школе). Название «перевёрнутый класс», или flipped classroom, выбрано не случайно — подразумевается, что здесь всё не так, как на обычном уроке. Согласно этой концепции, школьники изучают теорию дома, перед занятием. А на самом уроке отрабатывают её на практике под руководством педагога.

Решение, которое предлагает «перевёрнутый класс»: разнообразие форматов и видов деятельности. Теория может подаваться в форме параграфов, статей, видеоматериалов, презентаций, ссылок на нужные учебники. Можно записать собственные видеолекции и отправить ученикам в качестве теории, чтобы те разобрали тему дома и пришли на урок подготовленные. Практика может проходить в формате викторин, игр, мастер-классов, проектов, дискуссий, симуляций, разбора задач и кейсов, опытов и экспериментов.

В процессе преподавания иностранных языков большое значение придаётся формированию и развитию лексических и грамматических навыков, поскольку без знания лексических единиц и грамматических структур формирование способностей к устной и письменной речи невозможно. Следовательно, чтобы обучающиеся могли свободно употреблять в речи лексические и грамматические структуры английского языка, нужно найти эффективные методы и приёмы работы, даже в условиях дистанционного обучения в школе. Поэтому я и обратила своё внимание на модель смешанного обучения — «перевёрнутый класс».

Существует множество сценариев, по которым организуется работа в  «перевёрнутом классе», поскольку данную модель необходимо адаптировать под возраст и способности обучающихся, а также под специфику изучаемой темы. Но независимо от этого нужно соблюдать ряд принципов «перевёрнутого класса»:

  1. Учащиеся играют активную роль в образовательном процессе. Они не просто получают информацию в готовом виде, а развивают умение учиться самостоятельно.
  2. Учитель здесь – наставник и помощник, который отвечает на все вопросы, возникающие у школьников в процессе самостоятельного изучения.
  3. Любой аудио-, видеоматериал, презентация, тексты должны быть созданы так, чтобы у учащихся был неограниченный доступ к ним, и дети могли прослушать, пересмотреть или перечитать столько раз, сколько им необходимо.
  4. После изучения теории и обсуждения темы в классе для закрепления изученного материала учитель может дать на дом практические задания, для контроля знаний — провести тест или проверочную работу.

Приведу несколько примеров применения данной технологии в работе.

При изучении темы «Дни недели» в 3 классе обучающимся было предложено посмотреть  обучающее видео и познакомится с новыми лексическими единицами. К видео уроку я прилагаю инструкцию по работе. Так сначала дети только смотрят и слушают новые лексические единицы, затем они повторяют слова за диктором. После этого им предлагается самим прочитать новые слова, при этом после паузы для чтения, слово произносит диктор. Благодаря этому обучающийся может сразу услышать, правильно ли он прочитал данное слово и сделать коррекцию. Во время или после просмотра видео ученики должны выписать в тетрадь новые лексические единицы, которые им встретились во время просмотра. На следующем после просмотра видео уроке мы с учащимися получаем возможность тренировать выписанные слова: повторять лексику устно, выполнять письменные упражнения по теме. Это упражнения, где нужно вставить пропущенные буквы в слова, записать слова по порядку, найти  дни недели в цепочке слов. Затем переходим к речевым упражнениям: пользуясь планом, составьте предложения, о том, что делает герой в разные дни недели; изучите таблицу и постройте высказывания о занятиях детей в разные дни недели. После этого обучающиеся составляют свой план и рассказывают о своих занятиях в разные дни недели.

Другим примером использования модели «перевёрнутый класс» можно считать урок английской грамматики в 3 классе, когда в качестве домашнего задания учащимся было предложено изучить составленную мной презентацию по грамматической теме «Формы множественного числа существительных». и сформулировать правило. (если, необходимо, учащиеся делают краткие записи этого правила в тетради). Далее следует выполнение тренировочных заданий на следующем за домашним заданием уроке. Так учащимся нужно распределить слова на 4 группы в зависимости от правил образования множественного числа. Затем прочитать предложения и выбрать форму единственного или множественного числа. Раскрыть скобки в предложениях, употребляя, где необходимо форму множественного числа. Исправить ошибки в предложениях. Прочитать текст и вместо картинок вставить пропущенные слова во множественном или единственном числе.

В 4 классе при изучении темы «прошедшее время» обучающимся предлагается посмотреть видеоурок и заполнить таблицу. В таблице дети должны отразить структуру утвердительного, отрицательного и вопросительного предложения. Данная таблица в последствии на уроке выступает в качестве опоры, и помогает обучающимся в построении предложений в устной и письменной речи на уроке. После изучения теории дома, на уроке учащимся предлагается ряд упражнений (на подстановку нужной формы глагола из предложенных, составить предложения из слов, опровергнуть высказывание, задать вопросы к прочитанному).

Однако, применяя данную технологию на своих уроках я обнаружила ряд преимуществ и недостатков.

«Основное преимущество перевернутого класса заключается в такой организации учебной работы, при которой:

  • Поддерживается развитие качеств и умений XXI века, таких как сотрудничество, творческий подход, способность решать проблемы, самостоятельность, грамотность в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);
  • Обеспечивается возможность для поддержки развития каждого учащегося» [3].
    Школьники изучают материал в удобном темпе. Перевёрнутый класс позволяет потратить на изучение темы ровно столько времени, сколько нужно для понимания. Ученик в любой момент может поставить запись видеоурока или аудиозапись на паузу или перемотать назад, если что-то не понял или нужно сделать записи Если пропустить урок в перевёрнутом классе, всё равно получишь знания, изучив дома теорию. Тем самым, перевёрнутый класс развивает самостоятельность и умение докапываться до сути.

Благодаря перевернутому классу, на уроке высвобождается время, которое учитель может направить на решение практических заданий, применение  знаний и умений  в новой ситуации, на сотрудничество и взаимодействие. Время урока уходит не на запоминание материала, на более глубокое понимание и анализ

Недостатки: «Задано устно — значит не задано». К сожалению, очень многие дети выполняют только письменные задания дома. Более того, не все обучающиеся и их родители готовы принять концепцию перевёрнутого класса, им может быть непривычно перестроиться. Концепция подразумевает, что нужно действительно готовиться к уроку. Нельзя просто прийти на урок и ждать, что тебе всё объяснят. На уроке учитель даёт объяснение только той части теории, которая вызвала наибольшее затруднение у школьников при самостоятельном её изучении дома, поскольку нельзя оперативно задать вопросы учителю, когда смотришь видеоурок дома.

На мой взгляд, самый главный недостаток перевёрнутого класса – это технологический аспект. Не все обучающиеся в полной мере имеют необходимое оборудование и выход в интернет. А использование мобильных телефонов для обучения недопустимо! Для учителя это тоже достаточно трудоёмко в технологическом плане. Но здесь как раз на помощь приходят интернет-ресурсы. Существует большое число ресурсов с готовыми качественными водкастами по множеству предметов. Например, видеоуроки от РЭШ, МЭШ, «Интернет-урок», «Учи.ру», Библиотека цифрового образовательного контента. Это пополняемая и обновляемая коллекция видеоуроков по основным предметам школьной программы. Если нужной видеолекции не нашлось, вы можете самостоятельно «перевернуть» свой класс. Один из наименее трудозатратных способов – создать презентацию в PowerPoint и загрузить ее в iSpring Cloud. Она автоматически сконвертируется в формат, читаемый на всех устройствах. Вместе с презентацией (или даже вместо нее) можно загрузить видео, включая водкасты ваших уроков, аудиофайлы и изображения.

Какой же можно сделать вывод? Технология «Перевернутый класс» позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в обучении. Поскольку она обеспечивает индивидуальное и дифференцированное обучение с учетом способностей детей, их уровня обученности. Способствует формированию универсальных учебных действий. В частности, своевременное использование технологии «перевёрнутый класс» на уроках иностранного языка способно мотивировать учащихся к выполнению домашнего задания по предмету и, в свою очередь, принятию ответственности за своё обучение. А также развивает их способности к анализу и синтезу полученной информации, её систематизации. Также «перевернутый класс» может оказывать положительное влияние на успеваемость учащихся, пропускающих уроки по разным причинам и не желающих отставать от своих одноклассников. Данная технология позволяет компенсировать нехватку времени на уроке на практические задания. Применение «перевёрнутого класса» позволяет уменьшить риски во время дистанционного обучения, поскольку обучающиеся привыкают к электронной подаче учебного материла.

Список литературы.

  1. Андреева, Н. В. Шаг школы в смешанное обучение / Н. В. Андреева, Л. В. Рождественская, Б. Б. Ярмахов — Москва, 2016. – 280 с. – ISBN 978-54465-1202-7. – Текст: непосредственный.
  2. Воронина, М. В. «Перевернутый» класс – инновационная модель обучения / М. В. Воронина. – Текст: непосредственный // Открытое образование. – 2018. – Т. 22. — № 5. – С. 40-51.
  3. Гизатулина, О.И. «Перевёрнутый» класс — инновационная модель обучения / О.И. Гизатулина. – Текст: непосредственный //Инновационные педагогические технологии: материалы VI Международной научной конференции (г.Казань, май 2017г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 116-118.

Комментарии закрыты.