«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧЕНИКОВ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА: УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Четверг 18 апреля 2024

Вопросы, связанные с организацией самостоятельной деятельности учащихся по английскому языку являются наиболее актуальные в наши дни. Знания, полученные самостоятельно, путем преодоления посильных трудностей, усваиваются прочнее, чем полученные в готовом виде от учителя. В ходе самостоятельной работы каждый ученик, соприкасаясь с новым знанием, сосредотачивает  на нем все свое внимание, мобилизует  всю свою умственную деятельность.

Автор: Чистяков Сергей Владимирович
Место работы: МОУ «СОШ №1
г. Боровск»
Должность: учитель английского языка

В данной статье мы бы хотели изложить основные идеи, практические рекомендации с учетом нашего времени.

Умелое управление самостоятельной работой предполагает ее четкую организацию. Структура любого вида урока по ФГОС предполагает самостоятельную работу.

Самостоятельная работа должна осуществляться и на уроке, и дома. Самостоятельная работа школьников эффективна в том случае, если она хорошо подготовлена работой под руководством учителя. Подготовка может касаться самостоятельной работы в разных ее видах.

Содержательная сторона подготовки учащихся к выполнению домашнего задания предусматривает общую тему и значительную часть  учебного материала. Например, на уроке разбирается первая часть текста, а дома – вторая часть; на уроке делают упражнения устно, а дома, эти же самые упражнения – письменно.

Операционная сторона осуществляется посредством закрепления на уроке нового знания в сочетании с актуализацией, с восстановлением в памяти умений и навыков, усвоенных учащимися ранее, которые будут необходимы для лучшего запоминания и осмысления нового речевого и языкового материала.

Мотивационная сторона обеспечивается индивидуальным подходом к учащимся. Цель мотивации – выработка на личностном уровне ученика готовности к выполнению требований учебной деятельности.

Подготовка к выполнению домашних заданий должна стать одной из основных частей урока. Недостатком в организации внеурочной самостоятельной работы является то, что школьникам иногда дают задания, к выполнению которых они не подготовлены в классе. Главным условием успешного выполнения домашних заданий должно быть соответствие упражнений выполняемых в классе, упражнениям, выполняемым дома. На уроке недостаточно объяснить домашнее задание, необходимо сформировать рациональный прием его выполнения. Такая задача рассматривается в частности, на материале подготовки шестиклассников к самостоятельному монологическому высказыванию с опорой на текст по учебнику «Английский в фокусе».

Так, прочитав текст «I Love Saturdays», учащиеся получают домашнее задание подготовить описание любимого дня недели. Если не сформировать у школьников соответствующий прием учебной деятельности, как показывает опыт, учащиеся ограничиваются механическим воспроизведением текста.

Прием вариативного пересказа включает ряд последовательных действий. Во-первых, ученики должны осознать коммуникативную задачу, т.е. способность осуществления межличностного общения на английском языке, связанную с описанием любимого дня недели. Во-вторых, следует наметить план работы: дать схематическое изображение последовательности действий и сделать подписи на английском языке (have breakfast, put on a uniform, go camping..), составить логическую схему высказывания, представив ее  в виде связующих элементов описания (in the morning, then, later, after that, when…), включая также начало и концовку рассказа. Сначала рекомендуется выполнять эту работу в классе, после того, как учащиеся овладеют всеми операциями, ее можно делать дома.

Важная составная часть подготовки школьников к самостоятельной работе – это формирование у них таких умений как ориентироваться в учебном материале, планировать свое время, работать с ИКТ, со справочной литературой, составлять тезисы, план своего выступления, осуществлять само- и взаимоконтроль.

Парные и групповые виды самостоятельной работы разнообразят формы учебной деятельности. В ходе работы над формированием умений и навыков по определенной теме ученикам предлагается самостоятельное задание с использованием карточек для парной работы. Правильность ответов одноклассника проверяется по ключу, он находится у того, кто задает вопросы.

Воспитательные возможности самостоятельной работы возрастают, если провести особый вид работы под названием погружение в активную языковую среду. Это особый учебный процесс, направленный на стимулирование инициативы учащихся. Если на традиционном  уроке центром и организатором работы является учитель, то обучение через активную языковую среду предполагает позицию самого ученика. Каждый вносит свой особый вклад, идет обмен идеями, знаниями.

Учитель может организовать эту работу в виде коллективного проекта. Например,  учащиеся  делятся по принципу контактных групп, куда входят ученики с различными учебными возможностями, но одинаковыми интересами. Такая группа выполняет одно и то же задание, которое распределяется между школьниками в соответствии с их интересами и языковыми возможностями. Так, при изучении темы «Мой родной город» ученики, интересующиеся историей, готовят самостоятельное монологическое высказывание о его прошлом; дети, увлекающиеся искусством – о его достопримечательностях; книголюбы – о библиотеках города; ребята, которые увлекаются спортом рассказывают о спортивных сооружениях города, какими видами спорта занимаются его жители. Данную учебную деятельность может координировать ученик, помощник учителя, а учитель наблюдает,  контролирует  и поддерживает этот процесс. Важнейшим условием поддержания интереса школьников к самостоятельной работе является оценка ее результатов учителем, подчеркивание им значимости этой работы. Контроль обычно рассматривается как форма обратной связи, которая дает учителю информацию, необходимую для дальнейшей работы. Оценивая работу всех учащихся справедливо, учитель формирует у школьников чувство равноправия, желание трудиться.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Для организации благоприятной атмосферы на уроках английского языка, для достижения высокого уровня коммуникативной компетенции, повышения мотивации учащихся в изучении английского языка мы используем элементы здоровье сберегающих технологий. Мы стараемся учитывать физиологические и психологические особенности учеников и находить упражнения, которые снимают усталость и напряжение. Во время урока мы проводим зарядки-релаксации.

Автор: Чистякова Оксана Николаевна
Место работы: МОУ «СОШ №1
г. Балабаново»
Должность: учитель английского языка

Релаксация снимает напряжение, дает детям небольшой отдых, вызывает хорошее настроение, положительные эмоции, что в свою очередь приводит к улучшению усвоения учебного материала.

Можно использовать следующие элементы релаксации:

  1. Зарядка с командами на английском языке с использованием фоновой музыки.

Музыка и слово, выступая в единстве, воздействуют на чувства и сознание ребят, мышечное движение снимает умственное напряжение.

Учитель, проведя подготовительную работу, передает роль ведущего одному из учеников. Учитель вмешивается в процесс игры лишь в том случае, когда ведущий не может исправить ошибку, допущенную кем-либо из ребят. При этом чередуются два вида основной  речевой деятельности: говорение и аудирование.

  1. Игра.

На своих уроках я иногда провожу игру, которая способствует отдыху и не требует мобилизации умственных сил, не требует личное или командное первенство. Цель игры- вызывать положительные эмоции и легкость.

Игра- пантомима развивает координацию частей тела.

  • «ABC»: нарисуй букву алфавита головой или рукой в воздухе;
  • «Animals»:изобрази животное  мимикой, движением, голосом, жестами;
  • «Surprise Lesson» — практическое занятие в форме игры. Сюрпризом на уроке является чаепитие на английском языке. Ожидание чего-то необычного, особая заинтересованность – все это вместе, затрагивает эмоциональную сферу и служит целям релаксации учащихся.
  1. Песня.

Песня формирует  лексические грамматические навыки с одной стороны, а с другой стороны, она дает  возможность учащимся  отдохнуть. Благодаря  эмоциональному  настрою, пение снижает утомляемость, развивает музыкальный слух и память. УМК «Английский в фокусе» предоставляет песни к отдельным модулям. (SongSheets)

  1. Английский юмор на уроке.

Смех – это необычный раздражитель, способствующий снятию напряжения у учащихся. Смех может вызвать не только смешная игрушка, картинка, а также остроумные английские шутки.

  1. Аутогенная тренировка.

В основной школе появляется  много проблем: много предметов, большая загруженность, снижение мотивации, интереса к школьным предметам. Современный урок характеризуется большой интенсивностью,  требует напряжения сил, концентрации  внимания. В середине и в конце учебного дня бывает трудно настроить ребят на овладение знаниями и тогда на помощь приходит аутогенная тренировка.

Аутогенная тренировка – это система приемов, которые регулируют функции организма. Она позволяет активно управлять психическими функциями, улучшает внимание, регулирует частоту сокращений сердца, нормализует дыхательный ритм.

Главная задача аутогенной тренировки – овладение собственными эмоциями.  При необходимости аутогенная тренировка проводится в начале или в середине урока в течение 3 минут.

Прежде чем приступить к тренировке, нужно включить тихую, спокойную музыку, уменьшить освещенность кабинета. Ребятам необходимо себя настроить, принять удобную позу: ноги поставить на полную ступню, наклонить туловище назад, глаза закрыть.

Sit back and relax. Close your eyes.

Let’s pretend itis summer. You are lying on the bank of the river. The weather is fine. A light wind is blowing. The birds are singing. You have no serious problems. Your troubles are far away. You are quiet.

You love your family, school and friends. They love you too. You can do any work. You are full of energy.

You are strong, your body is light.

Open your eyes. How are you? Использование здоровье сберегающих  технологий имеет большое значение в жизни каждого школьника. Однако для снятия напряжения недостаточно проводить специальную релаксацию. Важно, чтобы урок проходил непринужденно, голос учителя был приятным, и на уроке царила дружелюбная атмосфера.

Комментарии закрыты.