«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ ССТ «ЛИНГВОТЕСТ» В ОБУЧЕНИИ ESP (на примере направления «Туризм»)

Четверг 11 апреля 2024

В настоящее время в связи с принятием новых стандартов образования исследователи и педагоги вновь обращаются к осмыслению общедидактических проблем применительно к методике преподавания иностранного языка [5].

Автор: Галимова Халида Нурисламовна
Место работы: Казанский инновационный университет им. В.Г.Тимирясова
Должность: доцент кафедры иностранных языков и перевода, кандидат филологических наук

Автор: Казачкова Мария Борисовна
Место работы: Одинцовский филиал Московского государственного института международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации
Должность: доцент кафедры английского языка, кандидат филологических наук

В России накоплен значительный опыт преподавания иностранных языков, разработаны разнообразные и действенные приемы обучения. Одной из «самых важных и насущных проблем в обучении иностранным языкам на современном этапе является проблема выбора средств обучения, а именно учебников и учебных пособий» [3].

Несмотря на то что учебник или учебное пособие представляет собой лишь одно из средств обучения иностранному языку, он должен отвечать определенным целевым, мотивационным, содержательным, структурным и психолого-педагогическим требованиям [8]. Без наличия грамотного учебного пособия процесс обучения может протекать менее эффективно и структурировано.

Наработки российских ученых, методистов вполне могут обеспечить хорошее преподавание и успешное усвоение материала [1].

Структура учебного пособия ССТ «Лингвотест»

В ноябре 2023 года Издательство «Просвещение» представило новые учебные  пособия по подготовке к отечественной системе сертификационного тестирования «Лингвотест» SCT Linguatest Academic Past Examination Papers (Collection 1) [2] и SCT Linguatest Business Past Examination Papers (Collection 1) [3]. Оба издания построены по принципу Past examination papers, известному и понятному профессиональному сообществу.

Основная цель учебного пособия – подготовка к экзамену ССТ «Лингвотест» — сертификационному тестированию по определению уровня владения английским языком в сфере академического общения [7], а также применение учебных материалов пособия для интенсификации учебного процесса при изучении английского языка в колледжах и вузах.

Тренировочные учебные пособия содержат три полных варианта «Лингвотест», аудиофайлы, скрипты к ним, а также ответы. Оба пособия состоят из 3 комплектов заданий, в каждом из которых представлены 4 раздела с заданиями разного уровня сложности. Каждый раздел направлен на комплексное и интегрированное развитие видов речевой деятельности (письма, чтения, аудирования, говорения) и изучение нюансов использования языковых средств при создании устных высказываний и письменных текстов. Принцип построения тестирования «от простого к сложному», т. е. в логической последовательности с соблюдением принципа преемственности во всех разделах теста. Значительный объем заданий направлен на развитие творческого мышления в ходе создания собственных текстовых продуктов и совершенствование одного из основных мягких навыков – коммуникации.

Каждый из разделов оценивается по шкале от 0 до 100. Тест разработан в двух вариантах, заданных сферой общения: английский язык для академического общения (Academic); английский язык для делового общения (Business).

            В начале пособия затрагиваются особенности процедуры сдачи экзамена ССТ «Лингвотест» и условия выдачи сертификатов, поясняется регламент выполнения различных разделов и подходы к оцениванию заданий. Предложенный список часто задаваемых вопросов является очень эффективным приемом уточнения неясностей, которые, как правило могут возникнуть в процессе подготовки к экзаменам.  Далее следуют три полных комплекта заданий (см табл. №1,2,3,4).

Таблица 1.

Чтение (Reading)

Part 1.Задания 1-6. Чтение текстов и выбор правильного ответа из трех предложенных; Задания 7-13. Смысловое чтение.  Чтение теста (письма) с пропущенными словами. Задания 14-17. Сопоставление текстов из газетной статьи и заголовков.
Part 2.Задания 18-24. Тест на чтение и на словообразование: насколько хорошо кандидат знает способы образования слов. Задания 25-30. Чтение шести текстов и нахождения соответствий между содержанием текстов и утверждениями (к каждому тексту предлагается три утверждения, одно из которых будет верным. Отставшие два выступают в качестве дитстракторов).
Part 3.Вопросы 31-38. Чтение всего текста восстановление пропущенных фрагменты абзацев.

Таблица 2.

Письмо (Writing)

Part 1.Прочитать отрывок из полученного письма и написать ответ объемом 120-150 слов, в котором необходимо ответить на три вопроса, заданных другом по переписке либо деловым партнером.
Part 2.Написание статьи (эссе) по одной из двух предложенных тем.  При этом предложены три вопроса, на которые следует ответить при написании эссе.

Таблица 3.

Аудирование (Listening)

Part 1.Задания 1-6. ­Ответить на вопросы по шести прослушанным диалогам. По каждому вопросу предлагается три варианта ответа. Задания 7-12. Прослушать аудиозапись интервью и  вставить прощенные услышанные  слова.
Part 2.Задания 13-17.  Прослушать диалоги (академические или деловые, в зависимости от предназначения пособия) и выбрать один верных ответов из трех предложенных, опираясь на прослушанный диалог.Задания 18-23. Прослушать вторую часть диалога и заполнить пробелы текста услышанными пропущенными словами или выражениями. 
Part 3.Задания 24-29. Прослушать беседу  (академические или деловые, в зависимости от предназначения пособия) и заполнить пробелы услышанными словами или выражениями.

Таблица 4.

Говорение (Speaking)

Part 1.включает серию вопросов (6) на общие (или деловые) темы.
Part 2.имеет бизнес спецификацию и требует от кандидата более высокий уровень владения языком. Здесь предлагаются диаграммы различных опросов и примерный план их анализа.

Использование пособия ССТ «Лингвотест» на практике

В педагогической практике любой заинтересованный преподаватель стремится организовать учебный процесс таким образом, чтобы повысить уровень познавательной активности обучающихся, побудить их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом [1].

Из собственной практики и обобщив опыт коллег отмечаем, что даже самый хороший учебник можно и нужно дополнять материалами. Необходимо комбинировать основной учебник с профессионально-ориентированным учебным пособием. Если заниматься только по учебнику, то обучающиеся будут учить только тот язык, который есть в учебнике и будут удивлены реальному положению вещей [8].

В данной статье мы делимся практическим опытом работы по использованию учебного пособия ССТ «Лингвотест» при обучении всем видам речевой деятельности (чтению, письму, аудированию, говорению) и коммуникативным умениям в качестве дополнительного материала с обучающимися Одинцовского филиала МГИМО направления «Туризм и индустрия гостеприимства» и колледжа Казанского инновационного университета им. В. Г. Тимирясова по программе «Сервис и туризм».

Так, для обучения чтению обучающимся предлагаются специально подобранные тексты и задания, которые соответствуют их области интересов и профессиональной деятельности. Например, по теме «Туризм и отдых» обучающиеся знакомятся с текстами о путешествиях, культурных достопримечательностях, гостиничном бизнесе, экскурсиях и других аспектах туризма, например, “Venice”, “Big adventures Travel Agency” и др. Тема «География и страноведение» представлена текстами о различных странах, географии, истории, культуре, традициях и достопримечательностях, такими как,“Bologna Children’s Book Fair”, “Penmanship the Key to Unlock Human Potential”,“Many Talents Festival”. «Природа и экология» содержит тексты о природных явлениях, экологических проблемах, охране окружающей среды и животном мире: “White dolphin in the City”. Тема «Culture and traditions» охватывает тексты о культурных особенностях различных стран, их традициях, обычаях и истории, которые помогут обучающимся лучше понять местные особенности и адаптироваться к разным культурным контекстам, например, “The Ballets Russes”, “The History of Shell” [2].

Методическая обработка каждого текста обеспечивается достаточным количеством упражнений на усвоение лексико-грамматического материала и формирования навыков словообразования.

Как мы видим, раздел «Чтение» представлен аутентичными текстами различных стилей и на разнообразную тематику с использованием различных стратегий/видов чтения в соответствии с коммуникативной задачей.

Задания раздела «Письмо» (Part1: ответ на письмо; Part 2: статья или эссе) отличаются и жанрово, и стилистически, уровнем сложности и объемом.

Темы раздела «Письмо» актуальны и полезны для работы в сфере туризма:
1) бронирование отелей и билетов: написать электронное письмо или сделать запрос для бронирования отеля, авиабилетов, экскурсий и т.д.; 2) общение с клиентами: написать ответы на вопросы клиентов, разрешить возникшие проблемы, предоставить информацию о турах и услугах; 3) деловая переписка: написать официальное письмо с предложением о сотрудничестве, отчет о проделанной работе; 4) написать эссе или реферат о культурных особенностях страны и региона, которые могут быть полезны при общении с иностранными туристами. Например, Read the text below and write a “thank you” reply answering the questions in the email. Respond to Jane Bloom and include the following details:

  • The reasons for choosing a particular country
  • The format of the performance and the needed support
  • The souvenir you would include and why [1].

Письмо должно быть грамотным и удобным для прочтения, не должно быть слишком большими (120-150 слов). Лучше максимально сократить и структурировать информацию, в процессе прочтения адресат должен ощущать уважение, владение темой, позитивный настой автора. Тактичный и профессиональный, благожелательный тон письма обязательно настроит получателя на положительный и быстрый ответ.

Эссе (или статья) — одно из двух заданий в разделе «Письмо» ‎, проверяющее владение письменной речью обучающимся. Перед тем, как начать работу, обучающийся выбирает тему сочинения (статьи). Работа должна быть четко структурированной, написать ее следует по плану из задания. В качестве плана заданы три вопросы, на которые нужно ответить при написании сочинения [4].

И письмо, и сочинение на иностранном (английском) языке представляет собой активное проявление сознательной речевой деятельности обучающихся, подготавливающей их к свободному выражению своих мыслей. Кроме того, данная работа способствует развитию навыков логического и образного мышления обучающихся. При анализе содержания текста, составлении плана обучающиеся практически усваивают логические законы: причинно-временную и хронологическую последовательность событий, существенные и несущественные признаки предметов и явлений и др.

При обучении аудированию используются различные аудиофайлы: интервью с профессионалами индустрии туризма, гидами, менеджерами отелей и другими специалистами, а также с описаниями туристических маршрутов, экскурсий, достопримечательностей и культурных особенностей различных стран (The Royal Ballet Exhibition, Aero Expo in Dubai) [2]. На основе прослушанных аудифайлов с обучающимися возможны обсуждения и дискуссии, которые способствуют стимулированию выражения своего мнения, развитию навыков устной речи, расширению словарного запаса, введение в сферу будущей профессиональной деятельности, делового общения в устных и письменных формах, ознакомление с коммуникативными стандартами: средствами речи, типами бесед, в том числе риторикой малых бесед.

Пособие ССТ «Лингвотест» содержит материал, который насыщен лексикой, коллокациями и разнообразными упражнениями и на развитие навыков говорения

  • обсуждение видов туризма и туристических программ (Look at the slides from the presentation about the development of children’s tourism in one country. Based on the information given in the slides);
  • продажа туристических услуг: ролевые игры и симуляции продажи туристических пакетов, обсуждение условий и цен, способов оплаты, убеждение клиентов в выборе конкретного тура (Look at the slides from the presentation about the Pushkin Card providing easier access to the cultural a heritage attraction for school aged children  and students);
  • проведение экскурсий и туров: описание достопримечательностей, исторических мест, культурных особенностей при проведении экскурсий или туров (Describe the most popular venues and cities that use this card the most…).

Благодаря разнообразным заданиям учебное пособие ССТ «Лингвотест» дает возможность комплексному обучению всем видам речевой деятельности обучающихся. Надеемся, что данное учебное пособие поможет обучающимся достичь успеха в профессиональной деятельности в сфере туризма.

В данный момент проводится апробация данного пособия, как дополнительного к действующим учебникам, преподавателями и обучающимися направления подготовки «Сервис и туризм», «Туризм и индустрия гостеприимства».   Проанализировав собственный опыт и обобщив опыт коллег по использованию пособия ССТ «Лингвотест» отмечаем, что к пособию обучающиеся проявляют большой интерес. Пособие грамотно составлено, а это уже залог успешного освоения материала обучающимися, достижения ими ощутимого результата. Пособие соответствует потребностям, возможностям и интересам обучающихся. Структура пособия ясная, логичная, присутствует системность и цикличность по мере выполнения заданий. Все представленные в пособии материалы способствуют формированию у обучающихся рецептивных и продуктивных навыков, что, конечно же, содействует формированию иноязычной коммуникативной компетенции, направленной на саморазвитие и самореализацию обучающегося.

Литература

  1. Аханов Б. Ф., Кунжигитова Г. Б. Проблема активности личности в обучении и использование активных методов обучения в преподавании // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2012. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-aktivnosti-lichnosti-v-obuchenii-i-ispolzovanie-aktivnyh-metodov-obucheniya-v-prepodavanii (дата обращения: 29.03.2024).
  2. Варианты тестирования по английскому языку для академических целей: учебное пособие: выпуск 1.– Москва: Просвещение, 2024. –79, [1] с.: ил.– (Система сертификационного тестирования «Лингвотест». https://prosv.ru/product/linguatest-academic-past-examination-papers01/
  3. Варианты тестирования по английскому языку для делового общения: учебное пособие: выпуск 1.– Москва: Просвещение, 2024. –80 с.:ил.–  (Система сертификационного тестирования «Лингвотест». https://prosv.ru/product/angliiskii-yazik-past-papers-business-english-podgotovka-k-sst-lingvotest01/
  4. Титова Светлана Владимировна, Харламенко Инна Владимировна Метод совместного написания эссе и их взаимного оценивания при обучении письменно-речевым умениям // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2017. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metod-sovmestnogo-napisaniya-esse-i-ih-vzaimnogo-otsenivaniya-pri-obuchenii-pismenno-rechevym-umeniyam (дата обращения: 29.03.2024).
  5. Шелковников В.Е. Изменение социального статуса педагога в период социальной трансформации современного Российского общества: автореф. дис. … канд. социол. наук. – Ростов-на-Дону, 2003. – 20 с.
  6. Designing a task-based English course book for students of food crops at politan Resa Yulita, S. S, M. Pd./ Proceedings of the Fourth International Seminar on English Language and Teaching (ISELT-4), 2016, 188-198.
  7. Система сертификационного тестирования «Лингвотест» [Электронный ресурс] URL:https://corp.prosv.ru/projects/sistema-sertifikacionnogo-testirovaniya-lingvotest?ysclid=lta9xkfvaf598057250 (дата обращения: 05.01.2024).
  8. Спирина Екатерина Михайловна, Чернякова Юлия Сергеевна Эффективные способы стимулирования познавательного интереса на уроках иностранного языка // Концепт. 2019. №5, C.1-12.

Полезная информация
Подробнее об экзамене и о пособиях по подготовке к нему можно прочитать в статьях нашей рубрики ССТ «Лингвотест».

Дополнительную информацию о партнерском проекте вы можете узнать на официальном сайте ГК «Просвещение».

По всем вопросам мы на связи: linguatest@prosv.ru  

**Пособия по подготовке к тестированию в продаже

#Linguatest_PROSV


Комментарии закрыты.