«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Четверг 27 июня 2024

Технология модульного обучения возникла как альтернатива традиционному обучению и заключается в блочной подаче информации, т.е. учебный курс делится на модули, каждый из которых является законченной структурной единицей.

Автор: Зубкова Анастасия Дмитриевна
Место работы: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №16 г. Балашова Саратовской области»
Должность: учитель английского языка

Цель модульного обучения – содействовать развитию самостоятельности обучающихся, их умению работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала.

Модуль — логически завершенная часть содержательной учебной информации, усвоение которой обязательно сопровождается контролем знаний, умений и навыков обучающихся. Учебный модуль имеет конструкцию, состоящую из структурных частей. Каждый учебный модуль состоит из определенного количества часов, в зависимости от часов, отведенных по учебной программе на эту тему, блок или раздел.

В модульном обучении цели адресуются обучающемуся, например, после изучения данного материала я смогу говорить о…, различать грамматические времена, понимать текст о… и т.д. При этом соблюдается принцип SMART, это означает, что цели должны быть: реальными, достижимыми, определёнными во времени, измеримыми (проверяемыми), личностно-значимыми для обучаемого.

Целью входного контроля является восстановить у учащихся знания, полученные на предыдущих уроках.

Затем следует учебный элемент. Ученик, прочитав цель, изучив модуль, имеет представление, что и зачем ему делать на уроке. В модуле задания взаимосвязаны, логично выстроены. Учитель находится рядом и может оказать помощь тому, кто в ней нуждается. При этом формы работы могут быть индивидуальные, приветствуется работа в парах и в группах.

Контроль может быть «мягким», когда обучающийся сам проверяет себя по ключам, либо проверяется одноклассником по эталону на доске. Или же выходной контроль осуществляется учителем разными способами – в группе, индивидуально, на доске и т.д. В выходном контроле ученики показывают результат. Это может быть проектная работа, диалог, рассказ и т.д.

Резюме – это краткий обзор всей темы, акцентирование внимания на сложных вопросах, анализ их и совместное решение.

Заканчивается модульный урок рефлексией, чтобы учащиеся ушли с урока с положительными эмоциями. Обучающие выражают свое восприятие урока, проводят самоанализ, оценивают себя. При внедрении модульной технологии в практику от учителя требуется четкое понимание принципов модульного обучения:

  1. принцип модульности, который предполагает:
    • конструирование учебного материала таким образом, чтобы было обеспечено достижение каждой поставленной перед учеником цели;
    • представление учебного материала законченным блоком;
    • интегрирование различных видов и форм обучения.
  1. принцип выделения из содержания обучения обособленных элементов и осознанной перспективы предполагает разработку разноуровневых дидактических целей — комплексных, интегрированных, частных — на курс, класс — на основе структурирования содержания образования;
  1. принцип динамичности включает идею открытости, которая понимается как возможность видоизменить информацию, формы организации учебно-познавательной деятельности, сделать анализ каждого этапа урока с позиции адаптивности, комфортности ученика;
  1. принцип системности, действенности, оперативности знаний сочетается с вариативностью обучения, означающей разнообразие его содержания, форм и методов, смену учебной деятельности, формирование общеучебных и специальных умений и навыков;
  1. принцип гибкости предполагает направленность обучения на развитие личности ученика через создание условий по формированию индивидуального стиля учебной деятельности;
  1. принцип успешности каждого обучаемого предполагает использование поощрения активной деятельности ученика при работе оценочной системы и означает индивидуализацию обучения на основе результатов мониторинга по определению зоны актуального развития и зоны ближайшего развития;
  1. принцип разносторонности методического консультирования заключается в том, что модульная программа содержит рекомендации учителя, облегчающие усвоение информации (алгоритмы, системы вопросов и т.д.).

После освоения принципов данной технологии учитель может приступать к проектированию модульной программы. Но здесь учитель должен осознать и определить свои новые функции. Их новизна заключается в следующем:

а) учитель управляет познавательной деятельностью ученика, т.е. переходит с позиции носителя знаний в позицию организатора собственно-познавательной деятельности учащихся, а именно мотивирует познавательную деятельность ученика на уроке за счет коммуникации, взаимопонимания, и добивается положительного отношения к предмету;

б) учитель организует самостоятельную работу на уроке, включая работу с информационными материалами;

в) учитель использует коллективные способы обучения, включает всех учащихся в коллективную творческую деятельность, организует взаимопомощь;

г) учитель создает ситуацию успеха, т.е. разрабатывает методику и предлагает задания, посильные каждому ученику, создает положительную эмоциональную атмосферу сотрудничества;

д) учитель организует самоанализ собственной деятельности ученика и формирует его адекватную самооценку.

В завершение следует отметить, что у модульной технологии есть как преимущества, так и недостатки:

Преимущества технологииНедостатки технологии
направленность на формирование мобильности знаний;“фрагментарность” обучения, под которым понимается большой удельный вес самостоятельной работы учащихся вплоть до “самообучения”, что можно расценивать как “предоставленность учащихся самим себе” и отсутствие полноценного процесса обучения;
гибкость метода и критичность мышления обучаемых;  длительные сроки разработки учебных программ, материалов при значительных затратах времени;
вариативность структуры модуля;необходимость иметь современное оборудование;
дифференциация содержания учебного материала;  сужение подготовки обучающихся; формирование лишь частных, конкретных умений в ущерб обобщенным;
обеспечение индивидуализации учебной деятельности;  высокий уровень материальных затрат и трудоемкость изготовления модулей.
разнообразие форм и методов обучения; 
сокращение учебного времени без ущерба для глубины и полноты знаний учащихся; 
обеспечение высокого уровня активизации учащихся на уроке; 
первоочередное формирование навыков самообразования; 
снижение учебной нагрузки (дети могут работать без домашних заданий при условии полного усвоения материала в рамках учебного модуля); 
значительное повышение интереса учащихся к предмету; 
повышение качества обучения за счет того, что все обучение направлено на отработку практических навыков; 
расширение возможностей для исследовательской и проектной деятельности. 

Комментарии закрыты.