ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕСЕН НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ АУДИРОВАНИЯ
Автор: Надежда БУРМИСТРОВА | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ Пятница 26 июля 2013Мы живём в эпоху глобализации и межкультурной коммуникации, и новое время требует от нас новых современных методов и приёмов обучения, нестандартных решений. Настало время сочетать различные технологии: старые и новые, традиционные и новаторские.
настроение: гармоничное
ключевые слова: музыка, аудирование, песни на уроках, оптимизация учебного процесса, мотивация
город: Москва
Одним из важнейших аспектов обучения иностранному языку является аудирование, так как именно умение воспринимать иноязычную речь на слух является ключом к успешному овладению иностранным языком с позиций коммуникации. Современные методисты предлагают разные способы и приёмы обучения аудированию. Один из них — использование песен на уроке иностранного языка. Этот приём имеет множество преимуществ:
- Многие подростки живут музыкой, поэтому использование песен на уроках существенно повышает мотивацию.
- Количество песен настолько огромно, что несложно выбрать необходимый песенный материал по изучаемой теме.
- С помощью песен хорошо отрабатывать произношение, интонацию.
- В основном песни написаны разговорным языком, с их помощью можно эффективно изучать этот стиль речи.
Хотелось бы поделиться опытом работы с песнями на уроках английского языка в старших классах.
Я использую этот вид работы в начале урока. Сначала мы слушаем песню и пытаемся понять, о чем она, уловить общую идею. Далее я раздаю каждому листочки со словами этой песни, в каждой из которой пропущено по одному слову. Прослушивая песню во второй раз, дети вставляют необходимые слова. Например, отрывок из песни Let it Be:
When I find …f in times of trouble
Mother Mary …to me
Speaking words of …let it be
And in my hour of …
She is …right in front of me
Speaking …of wisdom let it be
Дети очень любят данный вид работы. Во-первых, все подростки обожают современную музыку. Во-вторых, тексты песен обычно затрагивают злободневные проблемы, которые учащиеся старших классов любят обсуждать. В-третьих, на примере песен хорошо изучать разговорный неформальный стиль. И наконец, это веселый способ изучения фонетики английского языка.
Вот моя подборка песен под разные темы учебника — любого, так как предметное содержание на каждой ступени обучения ИЯ в школе едино, темы могут только по-разному называться. Я указала группу или исполнителя песни и её название, чтобы было легче найти слова и саму песню в интернете.
Тема: Autobiography
Песня: Beatles “Let it be”. Это классика современной музыки и посвящена взаимоотношениям в семье и матери Джона Леннона.
Тема: Who are you?
Песня: Britney Spears “I’m not a girl”. Песня очень мелодичная и совсем простая, кроме того, у Бритни Спирс хорошее произношение, поэтому эта песня подойдёт даже для слабой группы.
Тема: National Identity
Песня: Sting “Englishman in New York”. Отличная песня про англичан, спетая самим англичанином. Кроме того, слова песни дают много тем для обсуждения английского характера.
Тема: Letter
Песня: Leona Lewes “Love Letter”. Песня, конечно, не расскажет, как писать письма личного характера, но поможет создать нужный настрой на уроке. Девочкам очень понравится романтический текст.
Тема: Comic Novel
Песня: саундтрек к фильму “High Fidelity”. Урок посвящен этому фильму, поэтому, я думаю, будет уместно послушать саундтрек к фильму. Стив Вандер “I believe”.
Тема: Past Simple
Песня: Britney Spears “Baby one more time”. Подобрать песню по грамматике довольно трудно и, может быть, совсем и не нужно, но её тоже можно использовать в качестве разминки или фонетической зарядки. В песне много разных грамматических конструкций.
Тема: What’s Funny
Песня: Pitbull “Have some fun”. Очень подростковая песня, написанная живым разговорным языком, и исполняет её очень популярный сейчас певец.
Тема: Street Art
Песня: Chris Brown “Graffiti”. Дети обожают эту тему. А так как граффити обычно ассоциируется с хип-хопом и R’n’B, то Крис Браун, кажется, как будто специально писал свою песню под эту тему.
Тема: Body Language
Песня: INXS “Body Language”. Тема посвящена тому, как и почему подростки выражают своё собственное «я» с помощью пирсинга, тату. Песню исполняет бунтарская группа, лидер которой покончил жизнь самоубийством ещё в 90-е, но его, как и Курта Кобейна, до сих пор помнят и любят подростки из разных стран. В рамках этой темы можно обсудить вопрос о том, как можно выразить свою индивидуальность другими способами, чтобы это не привело к таким последствиям, как у Майкла Хадченсона и Курта Кобейна.
Тема: Branded
Песня: Fergie “Glamorous”. Тема про моду, стиль и известные бренды. В песне затрагивается вопрос о том, что не всё в этой жизни меряется деньгами и брендами.
Тема: Сочинение-описание «Мой дом»
Песня: Tony Cary “Room with a view”. Хорошо создаст нужный настрой на сочинение.
Тема: Passive Voice
Песня: Madonna “Frozen”. В песне много конструкций страдательного залога. На примере этой песни хорошо показать, насколько часто используется в обычной речи страдательный залог.
Тема: Music
Песня: Madonna “Music”. Название говорит само за себя, песня очень современная и заводная.
Тема: Eureka
Песня: Paul Weller “Science”. C этой песней хорошо вводить лексику по данной теме.
Тема: Futurology
Песня: Sting “Fields of Gold”. Песня хорошо подойдет для повторения конструкций будущего времени.
Тема: Artificial Intelligence
Песня: Lara Fabian “For always”. Это саундтрек к фильму «Искусственный разум». Изучая тему «искусственный разум», нельзя не остановиться на одноимённом фильме, а говоря о данном фильме, нельзя не вспомнить про данный саундтрек. Кроме того, голос Лары Фабиан никого не оставляет равнодушным.
Тема: Golden Ages
Песня: Brian Adams “Everything I do”. Тема «Золотой век» подразумевает красивый саундтрек к красивому фильму «Робин Гуд».
Тема: Consumer Society
Песня: Abba “Money”. Может быть, это банально, но эта песня больше всего подходит по теме «Деньги, покупки».
Тема: Utopia
Песня: Within Temptation “Utopia”. Текст песни сложный, но очень интересный по содержанию.
Тема: War Memories
Песня: Edwin Star “War”. Песня тоже сложная, но даёт пищу для размышлений и обсуждений.
Тема: Conflict Resolution
Песня: Michael Jackson “They don’t care about us”. Песня подойдёт даже для слабой группы.
Тема: Разговор по телефону
Песня: Lady Gaga “Telephone”. Можно использовать в качестве разминки, подросткам очень нравится эта песня.
Конечно, мы не слушаем песни каждый урок и не уделяем этому виду работы более 15 минут от урока. Но данный вид работы делает урок интереснее, повышает мотивацию и помогает лучше понять мир подростка, понять, чем он живёт и делает нас ближе друг к другу.
Не могу не закончить словами из песни: “Shine bright like a diamond”:
«Так пусть глаза наших учеников на наших уроках сияют, как бриллианты».