Прием «Капсула времени» как элемент учебной мотивации
Автор: Алтынай Утешева | Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ Среда 28 июня 2017
«Капсула времени» – это прием, который можно применить как в процессе основной учебной деятельности, так и во время внеклассных занятий. Такой способ мотивации вовлекает учащихся в процесс достижения учебных целей и предоставляет возможность оценивать свои достижения.
Time Case is a teaching tool used during everyday school lessons as well as at the other studying activities. This way of motivation gives students the opportunity to reach the studying goals and control their achievements.
настроение: рабочее
ключевые слова: капсула времени, мотивация, достижения, учебные цели, рефлексия
город: Волгоград
Современная педагогика уделяет немало внимания процессу формирования в школе на уровне взаимоотношений «учитель — ученик» такого эмоционального поля взаимоотношений, которое обеспечивает любовь и уважение к личности каждого ребенка, а также дает возможность для полного раскрытия личности ребенка, проявления и развития его индивидуальности [Коджаспирова, 2005: 243].
Достижению подобных взаимоотношений способствуют как старые, проверенные временем приемы, так и новые способы, вовлекающие учащихся в интерактивную деятельность и мотивирующие их для учебной и творческой деятельности [Панфилова, 2009: 11]. Именно успешная мотивация становится подчас залогом будущих побед и достижений учащихся, следовательно, возрастает необходимость в выработке новых мотивирующих приемов.
«Капсула времени» — это мотивационный прием, который можно применить как в процессе основной учебной деятельности, так и во время внеклассных занятий. Такой способ мотивации вовлекает учащихся в процесс достижения учебных целей и предоставляет возможность оценивать свои достижения. В практике обучения «капсулой времени» называется конверт, содержащий карточки с личными записями учащихся об актуальных для них целях, задачах, переживаниях.
Суть указанного приема заключается в следующем. В начале учебного года каждому ученику в классе учитель выдает индивидуальную карточку с тремя вопросами: 1) Что я сейчас чувствую? 2) Что я хочу получить, сделать к концу учебного года? 3) Как этого добиться? Примерное оформление карточек отражено в таблице 1.
Под каждым вопросом находится поле для ответа. Ученики самостоятельно заполняют карточки и на обороте подписывают свои фамилии с инициалами. Учитель собирает карточки и при учениках запечатывает их в конверт с указанной на нем датой запечатывания. С этого дня конверт остается запечатанным до последнего дня учебного года. В конце года учитель вскрывает конверт, а каждый ученик получает свою карточку и, прочитав свои ответы, делает вывод о том, достиг ли он желаемого.
Условия, необходимые для успешной работы с «капсулой времени», состоят в следующем:
1) Перед заполнением полей карточки учитель разъясняет учащимся суть всех вопросов. При ответе на вопрос «Что меня сейчас волнует?» учащиеся описывают свои чувства и эмоции на данный момент (опасения, радость, подавленное настроение и т. д.). По сути, ученик имеет право описать все, что его волнует в данную минуту относительно учебы или личных взаимоотношений. Вопрос «Что я хочу получить или сделать?» предполагает любые цели на конец учебного года, как личные, так и учебные. Если капсулу времени делает учитель-предметник, то ученики могут также отметить цели относительно данного предмета (например, задаться целью улучшить свои показатели по данному предмету). При ответе на вопрос «Как этого добиться?» учащиеся описывают то, какие усилия необходимо приложить, какие задачи себе поставить. Например, какие меры необходимо предпринять для того, чтобы лучше учиться или подготовиться к экзаменам.
2) Неприкосновенность личных записей также является необходимым условием. Учитель не должен читать содержимое карточек ни в момент их сбора, ни во время вскрытия конверта, сохраняя конверт запечатанным в течение всего года.
3) Содержимое карточек не разглашается учителем или кем-либо еще публично, в классе или на педагогическом совете.
4) Учитель берет на себя обязательство уважительно относиться к личному мнению каждого ученика. Помимо сохранения неприкосновенности личных записей, учитель обещает не критиковать и не анализировать публично идеи и замыслы ученика, который захочет после вскрытия конверта поделиться с классом своими записями.
После вскрытия конверта в конце учебного года ученикам задают три вопроса: 1) Изменились ли ваши чувства на конец года? 2) Добились ли вы желаемого? 3) Помогли ли вам ваши методы (Достаточно ли было приложено усилий к достижению задуманного)?
Ученикам может быть предложено поделиться с классом содержанием своих карточек, прочитав записи вслух, сравнить их с записями одноклассников. Однако это делается только по желанию учеников, принуждение со стороны кого-либо в этой ситуации недопустимо.
Апробация приема проходила в МОУ Лицей №1 г. Волгограда в 2016-2017 учебном году. Участниками эксперимента стали учащиеся шести классов из трех параллелей: один восьмой, три девятых, два десятых класса. Всего в эксперименте приняли участие 78 человек.
В мае 2017 года проходило вскрытие конвертов на заключительных уроках английского языка в данных классах. Ученики 10 классов высказывали свое удивление при виде знакомых конвертов: почти все участники забыли о заполнении карточек в сентябре, хотя о своих целях и эмоциях помнили. Многим десятиклассникам показались наивными те чувства, которые они отметили в первом пункте: после учебы в 10 классе опасения и страхи относительно учебного процесса оказались преувеличенными. Вместе с этим, многим удалось добиться желаемого (к примеру, лучше владеть иностранным языком).
Все ученики 10 классов испытали положительные эмоции при виде своих записей, сделанных еще в сентябре.
Учащиеся 9 «В», 8 «Г» классов также обнаружили радость от получения карточек. Было отмечено, что описанные эмоции в пункте 1 сменились с отрицательных на положительные, ученикам удалось справиться с волнением по поводу грядущих экзаменов и трудностей. Половина учащихся в данных классах отметили, что достигли своих целей, причем достичь их помогли именно усилия, описанные в пункте 3.
Ученики 9 «Б» класса подчеркивали те положительные эмоции, которые они испытали от достижения личных целей. Надо отметить, что учащиеся 9 «А» класса своей целью ставили только достижение только учебных успехов, а именно качественной подготовки к ОГЭ.
У всех участников эксперимента чувства, отмеченные в первом пункте, сменились на более приятные переживания. Ученики отметили, что им удалось преодолеть страх, нерешительность, нежелание предпринимать какие-либо действия на пути к цели. Вскрытие конвертов с соответствующими напоминаниями из прошлого стали для них мощным мотивационным фактором — ученики понимают, что их чувства и переживания не статичны, они «растут» на протяжение года вместе с самими учениками, которые смогли преодолеть себя, вырасти в нравственном смысле, стать лучше.
Так как практически все учащиеся к маю успевают забыть о заполнении карточек и запечатывании конверта, достижение чего-либо к концу учебного периода кажется чем-то, что само собой разумеется. Именно поэтому подростки испытывают столько радости, приятного удивления, когда получают свои записи «из прошлого»: то, что в сентябре казалось далеким, желанным, в мае оказывается не таким трудным, а вполне достижимым. Положительным мотивационным фактором для подростков становится подтверждение своей самооценки, напоминание об успехах, констатация достигнутых результатов.
Среди тех, кто пожелал огласить свои цели и задачи в классе, оказалось более 50 человек, из них 85% стремились к достижению учебных целей. Все участники, огласившие свои цели, отметили их успешное достижение.
Польза применения подобных приемов обозначена следующими факторами:
1) мотивация учащихся к самостоятельной и упорной деятельности,
2) развитие осознанности, способности к самообладанию и контролю,
3) способствование определению целей и задач учеников,
4) установление благополучного психологического климата в классе.
Описанным приемом может пользоваться как классный руководитель, так и учитель-предметник. Его применение возможно даже в начальной школе, где от учителя требуется, помимо прочего, ясно и кратко сформулировать вопросы в карточках и разъяснить ученикам, зачем они это делают. Возможны также изменения в тематике вопросов, в зависимости от возраста и потребностей учащихся.
Результаты эксперимента предоставляют учителю следующие возможности:
1) возможность отследить, кто и насколько успешно умеет добиваться своих личных, учебных, предметных целей,
2) возможность установить более доверительные отношения между учениками и учителем,
3) шанс для учеников составить дальнейший план действий, помогающий добиться указанных целей в следующем учебном году.
Подобные приемы также позволяют снизить уровень эмоционального напряжения в учебной среде и способствуют развитию коммуникативных умений участников учебного процесса.
Список литературы:
- Коджаспирова Г. М. Педагогическая антропология. — М.: Гардарики, 2005. — 287 с.
- Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии : Активное обучение : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Академия, 2009. — 192 с.
- Break the Back-to-School Ice! 10 Fun Icebreakers for the Beginning of the Year [Электронный ресурс] URL: http://busyteacher.org/16702-10-fun-icebreakers-break-back-to-school-ice.html
- Back To School: How to Establish Classroom Rules with Your Students [Электронный ресурс] URL: http://busyteacher.org/3040-back-to-school-how-to-establish-classroom-rules.html
- How To Break The Ice: 5 Creative Ways To Get Your Class Talking [Электронный ресурс] URL: http://busyteacher.org/4034-how-to-break-the-ice-5-creative-ways-to-get-your.html
- Back to School: What Every New Teacher Should Know About the First Day of Class [Электронный ресурс] URL: http://busyteacher.org/10778-first-day-what-every-new-teacher-should-know.html