Введение кросс-культурного компонента при формировании знаний учащихся о родной стране по материалам раздела “Spotlight on Russia”
Автор: Татьяна КУЗНЕЦОВА | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ Вторник 29 августа 2017«Государственная национальная политика направлена на укрепление и приумножение традиционных российских духовно-нравственных ценностей, обеспечение национальной, религиозной, расовой терпимости, воспитание взаимного уважения народов Российской Федерации, на развитие межнациональных и межрегиональных культурных связей»
Из Указа Президента РФ от 31.12.2015 года
настроение: внимательное
ключевые слова: Обучение английскому языку, УМК “Spotlight”, электронный журнал “Spotlight on Russia”, кросс-культурная компетентность
город: Химки, Московская обл.
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте уровня обученности по иностранному языку отмечается, что формирование культурной компетенции неразрывно связано и с социокультурными и со страноведческими знаниями, то есть с «вторичной социализацией». Без знания социокультурного фона нельзя сформировать коммуникативную компетенцию даже в ограниченных пределах. Только культура в различных ее проявлениях содействует формированию личности человека в процессе жизни в целом, и в ходе образования в частности.
Социокультурная направленность, способствующая включению учащихся в диалог культур, является одним из важных приоритетов в современном обучении.
В Приказе №1577 от 31 декабря 2015 года говорится:
11.3 Иностранный язык. Второй иностранный язык.
Приобщение к культурному наследию стран изучаемого языка, воспитание ценностного отношения к иностранному языку как инструменту познания и достижения взаимопонимания между людьми и народами.
Формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учетом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетенции.
Социокультурное образование обеспечивает:
- Учет интересов и потребностей обучающихся.
- Развитие мировосприятия школьников, национального самосознания
- Обучение эстетически приемлемым и юридически оправданным формам самовыражения в обществе
- Побуждение к сравнению и выражению собственного мнения и оценки
- Обучение этике дискуссионного общения и этике взаимодействия с людьми, придерживающихся различных взглядов и принадлежащих к различным вероисповеданиям (Общеевропейские компетенции 2005 года)
- Воспитание патриота своей страны и гражданина мира
- Овладение иностранным языком неразрывно связано с овладением национальной культурой, которая предполагает не только усвоение культурологических знаний (фактов культуры), но и формирование способности и готовности понимать ментальность носителей изучаемого языка, а также особенности коммуникативного поведения народа этой страны.
Как известно, УМК “Spotlight”, реализующий ФГОС в области иностранного языка, представляет учащимся знания о родной стране не только в рамках учебника, но и в формате отдельного журнала, который называется “Spotlight on Russia”.
На уроках используется знакомый материал, отражающий историю, географию, традиции и обычаи того или иного региона России.
Введение новой лексики организовано в разнообразных ситуациях, уже знакомых учащимся в контексте культуры родной страны. Формат журнала стимулирует интерактивность, способствует социализации учащихся.
В журнале представлены текстовые материалы о России разных жанров и форматов, служащих базой для речевой деятельности обучающихся в устной и письменной формах.
Задания разнообразны и дают возможность обучающимся использовать различные формы взаимодействия:
- Текст-описание
- Туристический буклет
- Интервью
- Письмо
- Биография
- Кулинарный рецепт
Также в заданиях учащимся предлагается прислать свои материалы по обсуждаемой теме на сайт УМК, что является одной из форм интерактивности курса, которая способствует развитию самостоятельности учащихся в использовании английского языка, в том числе в рамках диалога культур.
Давайте посмотрим на примеры из журнала:
Учащиеся знакомятся с животным миром России и, как считается, с национальным символом – медведем. Данный текст может послужить хорошим материалом как для чтения вслух, так и выполнения задания после текста.
Мои учащиеся 5 класса выполнили несколько проектов по этой теме: « Животные России – интерактивная карта», «Животные моего края» и другие.
А вот другое задание, которое имеет перспективу для написания письма личного характера. Учащиеся читают электронное письмо-стимул, на которое им нужно дать ответ и рассказать об одном из русских праздников. Также дана информация о Масленице, которую учащиеся могут использовать в своем ответе.
В каждом учебном учреждении проводится этот народный праздник, вы можете использовать фотографии, другую похожую информацию, чтобы расширить знания учащихся.
Следующее задание – это умение отвечать и задавать вопросы об известном музыканте Саше Болдачеве, а также высказать мнение о своей будущей профессии.
Большое значение имеют иллюстрации и обложки журналов, есть замечательное высказывание ”A picture is worth a thousand of words”.
Прежде чем открыть журнал, учащиеся рассматривают обложку журнала и пытаются предвосхитить то, о чем они будут читать в этом номере.
Я предложила своим учащимся обратить внимание на словосочетание „a World Heritage Site”. Какие мировые достопримечательности включены в этот список?
A World Heritage Site ( объект всемирного наследия) is a landmark or area which has been officially recognized by the United Nations, specifically by the United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization (UNESCO). Sites are selected on the basis of having cultural, historical, and scientific or some other form of significance, and they are legally protected by international treaties. UNESCO regards these sites as being important to the collective interests of humanity. (from Wikipedia).
Такие объекты есть во всем мире, в том числе и в России, один из них — Кижи.
Этот текст может быть рассмотрен с точки зрения лингвистического аспекта, то есть при обучении грамматике и лексике, с точки зрения источника информации, с точки зрения составления устного высказывания и, конечно же, как представление культуры России через иностранный язык.
Задания к этой статье в журнале следующие:
Используя личностно-ориентированный подход, я также использовала личную фотографию и дополнительную информацию о Кижах.
The best display of interesting architecture on Kizhi Island is the Transfiguration Church, built in 1714. With 22 domes, this church is one of the largest wooden structures in the world. Visitors cross Lake Onega by hydrofoil to visit this popular attraction. Most travelers don’t plan on spending the night in Kizhi, as accommodation options are only available in the form of guest lodges in neighboring towns. The architecture and museums are the main draw to the island, making it a popular day trip for visitors who are spending time in this region of Russia.
The Transfiguration Church is currently being restored, in preparation for its 300th anniversary in 2014. The smaller church on Kizhi Island, the Intercession Church, has an impressive ten domes and is open for visitors. While it is popular to visit the island during the warmer months, it is still possible to visit during winter, when guests take a snowcat across Lake Onega. For adventurous travelers, this is a great opportunity. Religious buildings and architecture are some of the best attractions in Russia. When planning your itinerary, schedule visits to palaces, museums, and monuments for the full Russian cultural experience; in addition to being beautiful examples of Russian architecture, these structures highlight aspects of the country’s history and culture in a unique way.
Задания также могут быть трансформированы в соответствии с уровнями знаний учащихся.
Конечно же, учащиеся должны знать об известных людях России, которые принесли ей славу. В журнале есть ряд статей на эту тему. Вот один из примеров:
Одно из заданий Expand the biography to include more details.
Это задание дает учащимся возможность обратиться к дополнительным источникам информации, чтобы больше узнать о Юрии Гагарине.
Учащиеся интересуются современными информационными технологиями, в журнале есть статья о развитии робототехники в различных отраслях нашей жизни.
Учащимся предлагаются следующие задания:
У нас в городском округе Химки есть предприятия, которые разрабатывают современные технологии по развитию этого направления. Учащиеся часто посещают предприятия и знакомятся с достижениями современной науки.
Такие задания мотивируют учащихся на представление своих собственных проектов, а использование иностранного языка дает возможность решать задачи, связанные с освоением тех или иных лексических единиц и грамматических явлений.
Путешествия являются одним из важных источников получения и обработки информации. В журнале есть информация о различных видах путешествий, и учащиеся могут поделиться впечатлениями о местах, где они побывали.
Путешествия дают возможность увидеть и познать замечательные и удивительные объекты, такие как Тауэр, где ежегодно проходят различные выставки. Маки из керамики как память о первой мировой войне были выставлны, а затем проданы, и средства были перечислены в благотворительные фонды.
Используя личные фотографии, учащиеся знакомятся с достопримечательностями страны изучаемого языка и сравнивают культуры, познают мир.
В России есть тоже много замечательных мест, где хотелось бы побывать и путешествовать. В журнале есть рассказ о путешествии по Волге, учащиеся узнают о великой русской реке и о городах, расположенных на ней.
К тексту прилагается ряд заданий, которые предполагают задания не только на понимание текста, но и творческого характера – рассказ о своем любимом месте в России.
Если пролистать разные уровни, то вы, несомненно, найдете темы, которые перекликаются. Например, музей деревянной игрушки в Сергиевом Посаде и музей деревянного зодчества в Кижах.
В журнале широко представлена культура, например балет Большого театра.
В заданиях дается самый разнообразный материал для работы в парах и группах, который дает учащимся возможность высказать свое мнение, обсудить различные профессии.
Вы можете сами стать авторами электронного журнала, для этого вам нужно зайти на сайт http://spotlightonrussia.blogspot.ru и разместить материалы.
В блоге дана подробная информация о формате страницы и требования к оформлению.
«Важнейшим фактором человеческого общества является взаимодействие,
взаимозависимость, взаимосвязь языка и культуры»
(С. Г. Тер-Минасова)