ФОРМИРОВАНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ И УЧАСТИЯ В КОНКУРСАХ И ОЛИМПИАДАХ
Автор: Жанна ЯРУЛЛИНА | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ Вторник 13 сентября 2022В наше время владение иностранным языком является неотъемлемой частью профессиональной компетенции будущего специалиста. Знание иностранного языка – это основной критерий при трудоустройстве. Умение общаться на иностранном языке, а также способность читать на нем специализированную литературу, необходимы как для научной работы, так и для профессиональной деятельности любого человека с высшим образованием. Иноязычная коммуникативная компетенция – это способность и готовность общаться с носителями языка на иностранном языке, понимать партнеров, а также выражать свои мысли (И. Л. Бим, Н. Д. Гальскова, Р. П. Мильруд, В. В. Сафонова, Е. Н. Соловова).
Автор: Яруллина Жанна Анатольевна
Место работы: НИУ «МЭИ»,Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский университет «МЭИ
Должность: старший преподаватель
Поэтому формирование иноязычной коммуникативной компетенции очень важно, особенно у студентов технического вуза, где иностранный язык не является основным предметом. Одним из основных видов деятельности, способствующих формированию иноязычной коммуникативной компетенции, является подготовка и участие студентов в конкурсах и олимпиадах.
В данной статье мы расскажем об опыте подготовки и участия студентов Национального исследовательского института «МЭИ» в конкурсах и олимпиадах по иностранному языку, проводимых среди студентов неязыковых (технических) специальностей. Подготовкой студентов и организацией их участия в вышеуказанных конкурсах и олимпиадах занимается кафедра иностранных языков НИУ «МЭИ».
Вот уже 7 лет подряд студенты МЭИ под руководством преподавателей кафедры иностранных языков принимают участие во всероссийской студенческой олимпиаде по иностранному языку (английский в технических вузах), которая проводится МГТУ им. Н.Э. Баумана. В олимпиаде принимает участие команда студентов, состоящая из трех человек и руководителя. Руководители команд входят в состав жюри. Олимпиада состоит из двух этапов, в ходе которых проверяются умение студентов понимать английский язык на слух и выражать на нем свои мысли, а также знание технической лексики и грамматики.
В ходе первого этапа олимпиады, который проходит в первый день, студенты выполняют письменную контрольную работу, которая состоит из двух частей. Первая часть – это задания, связанные с просмотром фильма по теме олимпиады:
- Choose the correct answer.
- Match the terms mentioned in the film with the following definitions.
- Fill in the gaps with the correct prepositions.
- Match the words in bold with their synonyms and antonyms from the box.
- Do the rebus puzzles.
- Use the vocabulary from the film to complete the crossword puzzle.
- Mark the statements below as T (true) or F (false) or NM (not mentioned).
- Unscramble the following word partnerships.
- Fill in the gaps with given words from the box. (Рисунок 1)
Во второй части контрольной работы студенты показывают знание грамматики английского языка, владение технической лексикой и терминологией:
- Use these building blocks to create words for the given definitions.
- Find the corresponding numeronyms for the words below.
- Replace expressions below the line with an idiom having its origins in STEM (Science Technology Engineering Mathematics).
Многие задания контрольной работы являются творческими и требуют от студентов не только знания английского языка, но и широкого кругозора по техническим темам. Второй этап олимпиады в разные годы был представлен разными заданиями: подготовка презентации или видеоролика на заданную тему, дебаты.
Рисунок 2. Пример презентации
Рисунок 3. Видеоролик
Тематика второго этапа олимпиады меняется каждый год и содержит темы, связанные с современным развитием техники и технологий:
1. Global challenges to be solved with 3D technologies.
2. Nuclear physics.
3. About complicated in simple words.
4. Bioengineering. Если второй этапы олимпиады представлен дебатами, то работа осуществляется следующим образом: по результатам жеребьевки команды делятся на пары. Каждой паре предлагается тезис для дискуссий и предлагается либо его отстаивать, либо опровергать (на основании жребия). Команде дается 1 минута на обдумывание и выбор выступающего. Представители от каждой команды говорят 1 минуту, приведя свои аргументы, а остальные члены команды отвечают на вопросы. Жюри оценивает всех участников дебатов и выявляет сильнейшую команду в дебатах.
Победителей выбирают в целом ряде номинаций, оцениваются и работа в команде, и личные способности, произношение, богатство языка, глубина знаний, живость речи.
Подготовка обучающихся к олимпиаде предполагает определенную организацию работы со студентами в рамках занятий и во внеурочное время. Организация подготовки осуществляется в несколько этапов: на первом этапе происходит анализ олимпиадных заданий прошлого года и обсуждаются критерии их оценки. Благодаря этому студенты получают представление о том, какими знаниями и умениями они должны обладать, чтобы успешно справиться с предложенными им на олимпиаде заданиями. На втором этапе подготовки проход отбор студентов, обладающих творческим потенциалом и знаниями английского языка, а также способных спонтанно осуществлять коммуникативный акт на английском языке, поскольку в рамках олимпиады проверяются не только письменные коммуникативные навыки, но и устные. На третьем этапе подготовки осуществляется непосредственная проработка олимпиадных заданий и обсуждение тем прошлых лет. Другая олимпиада, в которой студенты НИУ «МЭИ» под руководством кафедры иностранных языков принимают участие – это Всероссийская олимпиада по иностранным языкам среди студентов вузов неязыковых специальностей, проводимая РТУ МИРЭА. Олимпиада проходит в два этапа: первый этап проводится в письменной форме отдельно по английскому, немецкому и французскому языкам и представляет собой эссе на иностранном языке; второй этап – в устном формате среди победителей и призеров по итогам предыдущего этапа. Отдельным конкурсным заданием олимпиады в качестве командного этапа предлагается создать видеоролик, который представляет из себя визитную карточку, представляющую вуз и команду. В качестве подготовки к этой олимпиаде проводятся занятия по разбору и написанию эссе, обсуждение тем и подготовка материала к созданию видеоролика, который студенты записывают самостоятельно во внеаудиторное время.
В настоящее время олимпиады по английскому языку являются одной из наиболее популярных форм работы, проводимых не в рамках занятий. Они способствуют формированию навыков организации самостоятельной работы по подготовке к олимпиаде, развитию творческого и нестандартного подхода к подготовке и выполнению заданий, более глубокому изучению и усвоению материала. Кроме того, олимпиады по английскому языку способствуют формированию иноязычной коммуникативной компетенции у студентов технического вуза.
Среди конкурсов по иностранному языку для студентов неязыковых (технических) специальностей, в которых студенты НИУ «МЭИ» принимают под руководством кафедры иностранных языков, можно назвать: всероссийский конкурс эссе на иностранном языке (МАДИ), Международный конкурс эссе на русском, английском и немецком языках (ФСИН Самарского юридического института), Международный конкурс презентаций (Самарский государственный технический университет), Всероссийский студенческий конкурс «ENGLISH: YOUR CAREER STEP UP».
Конкурсами, в которых студенты НИУ «МЭИ» принимают участие под руководством кафедры иностранных языков, являются всероссийский конкурс эссе на иностранном языке, проводимый МАДИ и международный конкурс эссе на русском, английском и немецком языках, проводимый Федеральной Службой Исполнения Наказаний Самарским Юридическим Институтом. Конкурсы проводятся в несколько этапов: отборочный этап проводится в образовательных организациях в соответствии с правилами, установленными образовательными организациями. Тематика эссе определяется организаторами конкурса. На следующем этапе, в ходе которого жюри образовательных организаций оценивает эссе, представленные на отборочный этап конкурса, определяет победителей отборочного этапа и осуществляет отправку в электронном виде трех лучших эссе на следующий (финальный) этап в оргкомитеты конкурсов. На финальный этап образовательные организации представляют три лучших эссе по каждому иностранному языку. Конкурс проводится среди студентов технических специальностей. В рамках подготовки студентов к участию в данном конкурсе, занятия проводятся вне основного расписания. На этих занятиях разбирается подробная структура написания эссе, рассматриваются устойчивые лексические и грамматические конструкции, которые используются при написании эссе. Также рассматриваются обороты, используемые в основной части эссе для обоснования своего мнения в защиту и для обоснования противоположного мнения и способы написания заключения. В качестве отработки пройденного материала студенты пишут тренировочные эссе во внеаудиторное время, которые подробно разбираются на последующих занятиях.
Участие студентов в конкурсе эссе способствует повышению мотивации и развитию интереса к изучению иностранного языка, развитию творческих способностей в процессе практического применения иностранного языка и повышению уровня владения иностранным языком, развитию умений и повышению грамотности письменной речи обучающихся на иностранном языке, а также формированию иноязычной коммуникативной компетенции.
Кроме того, студенты нашего вуза под руководством кафедры иностранных языков ежегодно принимают участие в конкурсе видеороликов, который проводится обществом с ограниченной ответственностью «Лэнгвидж. Просвещение» и НИУ ВШЭ. Конкурс проводится в 2 тура. Отборочный (заочный) тур конкурса представляет собой подготовку видеоролика на заданную тему в соответствии с требованиями. Участники, набравшие по итогам отборочного тура наибольшее количество баллов, становятся финалистами и участвуют в следующем туре.
Финальный (очный) тур конкурса представляет собой конференцию в режиме онлайн и включает в себя конкурсные задания, выполняемые финалистами во время конференции. Каждого участника ожидает беседа за данную тему или блок из 4-5 вопросов. Тема или блоки вопросов выдаются участникам в день финала. На подготовку выделяется 15 минут. Выступление рассчитано на 10 минут. Содержание конкурсного задания не раскрывается финалистам конкурса заранее. Выступление заканчивается ответами на вопросы (как правило, 2-3 вопроса) от членов жюри в расчете на мгновенный, неподготовленный комментарий. По итогам финального тура определяются победители и лауреаты.
Подготовка к конкурсу проходит в два этапа. На первом этапе студенты представляют на обсуждение план и свои идеи по созданию ролика: обсуждается текст выступления, прорабатываются оформление и стиль видеоролика, проверяется текст выступления. Во внеаудиторное время студенты записывают ролик, отправляют на проверку преподавателям, а после проверки отправляют в оргкомитет конкурса. На втором этапе студенты готовятся к финальному (очному) туру, во время которого осуществляется устная беседа или ответы на вопросы на английском языке. Подготовка проходит в формате финала. Студенты получают тему, по которой они готовят выступление в течение 15 минут. По истечении 15 минут они озвучивают свое выступление преподавателю и после него отвечают на вопросы преподавателя. Далее осуществляется разбор ошибок и обсуждений замечаний и недочетов во время ответа.
Участие студентов в конкурсах подобного рода предоставляет им возможность представить себя в профессиональном сообществе на английском языке, продемонстрировать умения деловой коммуникации, помогает сформировать мотивацию у обучающихся к углубленному изучению делового английского языка, формирует иноязычную коммуникативную компетенцию.
Таким образом участие в конкурсах и олимпиадах являются эффективным средством формирования иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся, необходимой для будущего специалиста в любой области. Олимпиады и конкурсы мотивируют обучающихся к изучению иностранного языка в вузе и способствуют повышению интереса студентов к данной дисциплине, что является немаловажным для вуза, в котором он не является профильным предметом. Подготовка к конкурсам и олимпиадам позволяет развивать навыки исследовательской работы, логического мышления и искать творческие задатки обучающихся. Наконец, подготовка и участие обучающихся в конкурсах и олимпиадах способствует улучшению качества подготовки современного специалиста в условиях модернизации высшего профессионального образования.