«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ФОРМИРОВАНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ И УЧАСТИЯ В КОНКУРСАХ И ОЛИМПИАДАХ

Вторник 13 сентября 2022

В наше время владение иностранным языком является неотъемлемой частью профессиональной компетенции будущего специалиста. Знание иностранного языка – это основной критерий при трудоустройстве. Умение общаться на иностранном языке, а также способность читать на нем специализированную литературу, необходимы как для научной работы, так и для профессиональной деятельности любого человека с высшим образованием. Иноязычная коммуникативная компетенция – это способность и готовность общаться с носителями языка на иностранном языке, понимать партнеров, а также выражать свои мысли (И. Л. Бим, Н. Д. Гальскова, Р. П. Мильруд, В. В. Сафонова, Е. Н. Соловова).

Автор: Яруллина Жанна Анатольевна

Место работы: НИУ «МЭИ»,Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский университет «МЭИ

Должность: старший преподаватель

Поэтому формирование иноязычной коммуникативной компетенции очень важно, особенно у студентов технического вуза, где иностранный язык не является основным предметом. Одним из основных видов деятельности, способствующих формированию иноязычной коммуникативной компетенции, является подготовка и участие студентов в конкурсах и олимпиадах.

В данной статье мы расскажем об опыте подготовки и участия студентов Национального исследовательского института «МЭИ» в конкурсах и олимпиадах по иностранному языку, проводимых среди студентов неязыковых (технических) специальностей. Подготовкой студентов и организацией их участия в вышеуказанных конкурсах и олимпиадах занимается кафедра иностранных языков НИУ «МЭИ».

Вот уже 7 лет подряд студенты МЭИ под руководством преподавателей кафедры иностранных языков принимают участие во всероссийской студенческой олимпиаде по иностранному языку (английский в технических вузах), которая проводится МГТУ им. Н.Э. Баумана. В олимпиаде принимает участие команда студентов, состоящая из трех человек и руководителя. Руководители команд входят в состав жюри. Олимпиада состоит из двух этапов, в ходе которых проверяются умение студентов понимать английский язык на слух и выражать на нем свои мысли, а также знание технической лексики и грамматики.

В ходе первого этапа олимпиады, который проходит в первый день, студенты выполняют письменную контрольную работу, которая состоит из двух частей. Первая часть – это задания, связанные с просмотром фильма по теме олимпиады:

  • Choose the correct answer.
  • Match the terms mentioned in the film with the following definitions.
  • Fill in the gaps with the correct prepositions.
  • Match the words in bold with their synonyms and antonyms from the box.
  • Do the rebus puzzles.
  • Use the vocabulary from the film to complete the crossword puzzle.
  • Mark the statements below as T (true) or F (false) or NM (not mentioned).
  • Unscramble the following word partnerships.
  • Fill in the gaps with given words from the box. (Рисунок 1)
Рисунок 1. Примеры заданий из первой части контрольной работы

Во второй части контрольной работы студенты показывают знание грамматики английского языка, владение технической лексикой и терминологией:

  • Use these building blocks to create words for the given definitions.
  • Find the corresponding numeronyms for the words below.
  • Replace expressions below the line with an idiom having its origins in STEM (Science Technology Engineering Mathematics).

Многие задания контрольной работы являются творческими и требуют от студентов не только знания английского языка, но и широкого кругозора по техническим темам. Второй этап олимпиады в разные годы был представлен разными заданиями: подготовка презентации или видеоролика на заданную тему, дебаты.

Рисунок 2. Пример презентации

Рисунок 3. Видеоролик

Тематика второго этапа олимпиады меняется каждый год и содержит темы, связанные с современным развитием техники и технологий:

1. Global challenges to be solved with 3D technologies.

2. Nuclear physics.

3. About complicated in simple words.

4. Bioengineering. Если второй этапы олимпиады представлен дебатами, то работа осуществляется следующим образом: по результатам жеребьевки команды делятся на пары. Каждой паре предлагается тезис для дискуссий и предлагается либо его отстаивать, либо опровергать (на основании жребия). Команде дается 1 минута на обдумывание и выбор выступающего. Представители от каждой команды говорят 1 минуту, приведя свои аргументы, а остальные члены команды отвечают на вопросы. Жюри оценивает всех участников дебатов и выявляет сильнейшую команду в дебатах.

Рисунок 4. Дебаты

Победителей выбирают в целом ряде номинаций, оцениваются и работа в команде, и личные способности, произношение, богатство языка, глубина знаний, живость речи.

Подготовка обучающихся к олимпиаде предполагает определенную организацию работы со студентами в рамках занятий и во внеурочное время. Организация подготовки осуществляется в несколько этапов: на первом этапе происходит анализ олимпиадных заданий прошлого года и обсуждаются критерии их оценки. Благодаря этому студенты получают представление о том, какими знаниями и умениями они должны обладать, чтобы успешно справиться с предложенными им на олимпиаде заданиями. На втором этапе подготовки проход отбор студентов, обладающих творческим потенциалом и знаниями английского языка, а также способных спонтанно осуществлять коммуникативный акт на английском языке, поскольку в рамках олимпиады проверяются не только письменные коммуникативные навыки, но и устные. На третьем этапе подготовки осуществляется непосредственная проработка олимпиадных заданий и обсуждение тем прошлых лет. Другая олимпиада, в которой студенты НИУ «МЭИ» под руководством кафедры иностранных языков принимают участие – это Всероссийская олимпиада по иностранным языкам среди студентов вузов неязыковых специальностей, проводимая РТУ МИРЭА. Олимпиада проходит в два этапа: первый этап проводится в письменной форме отдельно по английскому, немецкому и французскому языкам и представляет собой эссе на иностранном языке; второй этап – в устном формате среди победителей и призеров по итогам предыдущего этапа. Отдельным конкурсным заданием олимпиады в качестве командного этапа предлагается создать видеоролик, который представляет из себя визитную карточку, представляющую вуз и команду.  В качестве подготовки к этой олимпиаде проводятся занятия по разбору и написанию эссе, обсуждение тем и подготовка материала к созданию видеоролика, который студенты записывают самостоятельно во внеаудиторное время.

Рисунок 5. Подготовка видеоролика

В настоящее время олимпиады по английскому языку являются одной из наиболее популярных форм работы, проводимых не в рамках занятий. Они способствуют формированию навыков организации самостоятельной работы по подготовке к олимпиаде, развитию творческого и нестандартного подхода к подготовке и выполнению заданий, более глубокому изучению и усвоению материала. Кроме того, олимпиады по английскому языку способствуют формированию иноязычной коммуникативной компетенции у студентов технического вуза.

Среди конкурсов по иностранному языку для студентов неязыковых (технических) специальностей, в которых студенты НИУ «МЭИ» принимают под руководством кафедры иностранных языков, можно назвать: всероссийский конкурс эссе на иностранном языке (МАДИ), Международный конкурс эссе на русском, английском и немецком языках (ФСИН Самарского юридического института), Международный конкурс презентаций (Самарский государственный технический университет), Всероссийский студенческий конкурс «ENGLISH: YOUR CAREER STEP UP».

Конкурсами, в которых студенты НИУ «МЭИ» принимают участие под руководством кафедры иностранных языков, являются всероссийский конкурс эссе на иностранном языке, проводимый МАДИ и международный конкурс эссе на русском, английском и немецком языках, проводимый Федеральной Службой Исполнения Наказаний Самарским Юридическим Институтом.  Конкурсы проводятся в несколько этапов: отборочный этап проводится в образовательных организациях в соответствии с правилами, установленными образовательными организациями. Тематика эссе определяется организаторами конкурса. На следующем этапе, в ходе которого жюри образовательных организаций оценивает эссе, представленные на отборочный этап конкурса, определяет победителей отборочного этапа и осуществляет отправку в электронном виде трех лучших эссе на следующий (финальный) этап в оргкомитеты конкурсов. На финальный этап образовательные организации представляют три лучших эссе по каждому иностранному языку. Конкурс проводится среди студентов технических специальностей. В рамках подготовки студентов к участию в данном конкурсе, занятия проводятся вне основного расписания. На этих занятиях разбирается подробная структура написания эссе, рассматриваются устойчивые лексические и грамматические конструкции, которые используются при написании эссе. Также рассматриваются обороты, используемые в основной части эссе для обоснования своего мнения в защиту и для обоснования противоположного мнения и способы написания заключения. В качестве отработки пройденного материала студенты пишут тренировочные эссе во внеаудиторное время, которые подробно разбираются на последующих занятиях.

Рисунок 6. Примеры эссе

Участие студентов в конкурсе эссе способствует повышению мотивации и развитию интереса к изучению иностранного языка, развитию творческих способностей в процессе практического применения иностранного языка и повышению уровня владения иностранным языком, развитию умений и повышению грамотности письменной речи обучающихся на иностранном языке, а также формированию иноязычной коммуникативной компетенции.

Кроме того, студенты нашего вуза под руководством кафедры иностранных языков ежегодно принимают участие в конкурсе видеороликов, который проводится обществом с ограниченной ответственностью «Лэнгвидж. Просвещение» и НИУ ВШЭ. Конкурс проводится в 2 тура. Отборочный (заочный) тур конкурса представляет собой подготовку видеоролика на заданную тему в соответствии с требованиями. Участники, набравшие по итогам отборочного тура наибольшее количество баллов, становятся финалистами и участвуют в следующем туре.

Финальный (очный) тур конкурса представляет собой конференцию в режиме онлайн и включает в себя конкурсные задания, выполняемые финалистами во время конференции. Каждого участника ожидает беседа за данную тему или блок из 4-5 вопросов. Тема или блоки вопросов выдаются участникам в день финала. На подготовку выделяется 15 минут. Выступление рассчитано на 10 минут. Содержание конкурсного задания не раскрывается финалистам конкурса заранее. Выступление заканчивается ответами на вопросы (как правило, 2-3 вопроса) от членов жюри в расчете на мгновенный, неподготовленный комментарий. По итогам финального тура определяются победители и лауреаты.

Рисунок 7. Видеоролики

Подготовка к конкурсу проходит в два этапа. На первом этапе студенты представляют на обсуждение план и свои идеи по созданию ролика: обсуждается текст выступления, прорабатываются оформление и стиль видеоролика, проверяется текст выступления. Во внеаудиторное время студенты записывают ролик, отправляют на проверку преподавателям, а после проверки отправляют в оргкомитет конкурса. На втором этапе студенты готовятся к финальному (очному) туру, во время которого осуществляется устная беседа или ответы на вопросы на английском языке. Подготовка проходит в формате финала. Студенты получают тему, по которой они готовят выступление в течение 15 минут. По истечении 15 минут они озвучивают свое выступление преподавателю и после него отвечают на вопросы преподавателя. Далее осуществляется разбор ошибок и обсуждений замечаний и недочетов во время ответа.

Участие студентов в конкурсах подобного рода предоставляет им возможность представить себя в профессиональном сообществе на английском языке, продемонстрировать умения деловой коммуникации, помогает сформировать мотивацию у обучающихся к углубленному изучению делового английского языка, формирует иноязычную коммуникативную компетенцию. 

Таким образом участие в конкурсах и олимпиадах являются эффективным средством формирования иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся, необходимой для будущего специалиста в любой области. Олимпиады и конкурсы мотивируют обучающихся к изучению иностранного языка в вузе и способствуют повышению интереса студентов к данной дисциплине, что является немаловажным для вуза, в котором он не является профильным предметом. Подготовка к конкурсам и олимпиадам позволяет развивать навыки исследовательской работы, логического мышления и искать творческие задатки обучающихся. Наконец, подготовка и участие обучающихся в конкурсах и олимпиадах способствует улучшению качества подготовки современного специалиста в условиях модернизации высшего профессионального образования.

Комментарии закрыты.