«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ, С ПРИМЕНЕНИЕМ СЕРВИСОВ ВЕБ 2.0 ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ЯЗЫКОВЫХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ В СПО

Четверг 24 ноября 2022

Процесс информатизации образования, берущий начало в 50-х годах XX века, продолжается до сих пор, постепенно наращивая методическую и дидактическую основы. Отличительной чертой современного поколения учащихся является то, что они с малых лет используют информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) в повседневной жизни. В основе средств ИКТ, используемых в сфере образования, находится персональный компьютер, оснащенный набором периферийных устройств.

Автор: Терентьева Регина Владимировна

Место работы: ГБПОУ МО «Коломенский аграрный колледж имени Н. Т. Козлова»

Должность: преподаватель английского языка

Для достижения максимальной эффективности процесса обучения иностранному языку необходимо использовать совокупность ИКТ и культурологического аспекта изучения языка. Именно здесь, при необходимости глубокого погружения в иноязычную культуру, необходимо применять современные ИКТ, в частности, сервисы Веб 2.0, так как ключевым аспектом использования технологий Веб 2.0 является обеспечение коммуникации между пользователями. Beб 2.0 была создана как сеть Интернет, которая соединяет удаленных друг от друга пользователей.

Веб 2.0 — это наметившаяся тенденция, которая была охарактеризована активным вовлечением пользователей к созданию наполнения Интернета (тогда как раньше они могли им только пользоваться). Примером реализации этой идеи можно назвать Википедию (www.wikipedia.org), которая представляет собой онлайновую «всенародную» энциклопедию, в которую каждый желающий может добавить статью, а любой пользователь может ее отредактировать.

В отличие от первого поколения сервисов, в которых между авторами и читателями существовала четкая граница, и для создания которых требовались специальные технические знания, Веб 2.0. представляет собой не «место в Интернете, а платформу социального взаимодействия» [О’Рейли,2005, c.27], которая позволяет пользователям совместно создавать и редактировать контент, обмениваться информацией и артефактами (сообщения и комментарии в блогах, фотографии, фильмы, музыка, т.д.), хранить ссылки и мультимедийные документы. Основная идея Веб 2.0. — упрощение методов самовыражения. Согласно Стиву Ли [О’Рейли,2005, c.43], появление технологий Веб 2.0. позволило «переместить акцент с технологий и медиа на общение и сотрудничество, что само по себе и является целью образования».

Стремительные темпы развития социальных сервисов требуют пересмотра способа преподавания, а также способа добывания и усвоения знаний. С появлением за последние пять лет огромного числа веб-приложений, которые принято определять как Веб 2.0., перед преподавателями и учениками открылись новые перспективы в силу того, что все эти приложения, как правило, бесплатны, интерактивны и поддерживают групповое взаимодействие. Эти характеристики отвечают требованиям субъектно-субъектных отношений в преподавании, при котором в центре образовательного процесса находится обучающийся и формирование его личности [Патаракин,2007, c.32].

Использование в учебном процессе новых социальных сервисов и технологий Веб 2.0. способствует освоению таких важных для научного образования навыков, как учебная автономия, творческое саморазвитие, критическое мышление, рефлексивная и коммуникативная культуры. При этом меняются требования как к методам и формам организации обучения, так и к роли учителя и его профессиональной подготовке. Многие студенты уже активно пользуются социальными сервисами, поэтому преподавателям следует прибегать к технологиям Веб 2.0. еще и как инструменту мотивации учеников, для которых интерес и склонность к использованию новых информационных технологий является естественным. [Neila,2008,23]

Таким образом, новые тенденции развития информационных технологий в корне изменяют сам подход к процессу обучения, превращая его в активное взаимодействие между самими учениками, а не только между учителем и учеником. Хотелось бы выделить некоторые возможности использования сервисов Web 2.0 в обучении английскому языку:

1. Переписка по электронной почте со сверстниками носителями языка и изучающими английский язык как иностранный в других странах.

2. Участие в текстовых и голосовых чатах.

3. Участие в телекоммуникационных международных проектах.

4. Участие в телекоммуникационных конкурсах, олимпиадах, тестировании.

5. Для преподавателя обилие языкового и страноведческого материала, планы занятий, разработанные ведущими методистами мира, подробное описание новейших обучающих технологий, советы авторов аутентичных учебных комплексов, возможность постоянно повышать собственный уровень владения языком, обмениваться опытом с зарубежными коллегами, общаться самим на английском языке и приобщать к этому своих учеников.

Различные сервисы Веб 2.0 использовались их в учебном процессе как средство активизации языковых навыков студентов. Был выбран такой социальный сервис, как форум с функциями блога, так как, это наиболее эффективное средство коммуникации за счет простоты его создания и использования, и в то же время высокой интенсивности взаимодействия участников.

Работа проводилась в рамках определенной тематики (Mass Media, Environmental Protection and Holidays) с использованием аутентичной информации. В течение месяца на форуме EFL Newbiez (http://eflnewbiez.ru) студентам было предложено еженедельно изучать сайт газеты New York Times, выбирать наиболее интересную для них статью и выносить ее на обсуждение в тему форума. То есть, студент реферировал статью, высказывал свою точку зрения по поводу ее содержания и вступал в дискуссию с другими студентами.

Затем, в качестве альтернативной формы работы, на этом же сайте был заведен блог и был опубликован текст. Текст был составлен по различным материалам сети Интернет, в нем намеренно были допущены ошибки (например, неверная дата). В задачу студентов входило внимательно изучить текст, обнаружить и исправить ошибки.

По завершению работы, для оценки ее эффективности, было предложено студентам ответить на вопросы, на основе которых был сделан следующий вывод: обучение посредством сервисов сети Интернет более интересно студентам, чем привычные формы работы, так как были задействованы новые источники информации. К тому же, студент самостоятельно отбирал материал, его выбор был ограничен лишь тематикой. Также, важным моментом послужил тот факт, что обсуждение происходило не на уровне учитель-ученик, а на уровне ученик-ученик. Преподаватель лишь иногда принимал участие, комментируя лексико-грамматическую составляющую коммуникации.

Таким образом, посредством получения и обработки новой культурологической информации студенты активизировали свои языковые навыки, а самостоятельное принятие решений являлось стимулом для более активной работы.

Список литературы:

  1. О’Рейли, Т. (2005) Что такое Веб 2.0 [Электронный ресурс] // О’Рейли Т./ Компьютерра — 2005. — № 37 (609), № 38 (610). — Режим доступа: http://www.computerra.ru/think/234100/ свободный. (дата обращения: 15.12.2012)
  2. Патаракин, Е.Д. Социальные сервисы Веб 2.0. в помощь учителю: практ. руководство / Е.Д. Патаракин. — М.: Интуит.ру, 2007. — 64 с.
  3. Щуров, И. Образование будущего: в ожидании революции [Электронный ресурс] / И.Щуров // Компьютера, 2005. — № 43. Режим доступа: http://offline.computerra.ru/2005/615/240449 свободный. (дата обращения: 15.12.2012)
  4. Neila (2008) Образование 2.0. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://docs.google.com/View?docid=dg96mpq2_4c26v2sgq свободный. (дата обращения: 18.11.2012)

Комментарии закрыты.