«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ОЛИМПИАДА «УЧИТЕЛЬ ШКОЛЫ БУДУЩЕГО»

Вторник 8 ноября 2022

— Добрый день, Татьяна Николаевна! Наша беседа сегодня будет посвящена Олимпиаде «Учитель школы будущего». Как давно проводится эта олимпиада?

Олимпиады школьников различного уровня по профилю «Иностранный язык» проводятся в Московском городском педагогическом университете на базе Института иностранных языков, начиная с 2000 года. В 2009-2012 годах Олимпиада школьников «Учитель школы будущего» по профилю «Иностранный язык» проводилась совместно с факультетом иностранных языков Московского педагогического государственного университета (МПГУ) и неизменно входила в Перечень олимпиад школьников. В 2013 году было принято решение о возобновлении проведения Олимпиады на базе Московского городского педагогического университета (МГПУ) с привлечением региональных вузов в качестве партнеров-региональных площадок Олимпиады.

Автор: Бокова Татьяна Николаевна

Место работы: Московский городской педагогический университет, институт иностранных языков

Должность: заместитель директора, профессор кафедры методики обучения английскому языку и деловой коммуниукации, доктор педагогических наук, профессор РАО

Автор: Ширинян Марина Витальевна

Место работы: АО «Издательство «Просвещение»

Должность: педагогический дизайнер Центра лингвистического образования АО «Издательство «Просвещение»

Следующий вопрос волнует всех наших читателей. Входит ли олимпиада «Учитель школы будущего» в Перечень олимпиад школьников, утвержденный Министерством науки и высшего образования Российской Федерации?

Да, безусловно. В этом учебном году Олимпиада «Учитель школы будущего» входит в данный Перечень под номером 80, ей был присвоен второй уровень. Номер связан исключительно с названием Олимпиады, так как все представленные в Перечне олимпиады перечислены в алфавитном порядке. 

Дает ли Олимпиада какие-либо преимущества при поступлении в высшие учебные заведения?

Школьники, Победители и призеры олимпиад школьников, входящих в Перечень, в зависимости от правил приема конкретного вуза могут либо поступать с использование особого права «без вступительных испытаний», либо результат Олимпиады может быть засчитан как 100 баллов по предмету, соответствующему профилю Олимпиады. Важно отметить отличие диплома Олимпиады «Учитель школы будущего» от дипломов Всероссийской олимпиады школьников, требующих от абитуриентов, поступающих по профилю, как правило от 75 баллов и выше по ЕГЭ (при этом вузы могут устанавливать и более высокий балл ЕГЭ для подтверждения диплома олимпиады). Обладатели дипломов победителя и призера Олимпиады «Учитель школы будущего» уже много лет поступают в МГПУ с использованием особого права «без вступительных испытаний» на целый ряд направлений и программ, они также могут воспользоваться правом получить 100 баллов по иностранному языку, на программах, где этот предмет входит в перечень вступительных испытаний, но не является профильным.

— А какие дополнительные преимущества получают победители и призеры Олимпиады при поступлении в МГПУ?- МГПУ заинтересован в том, чтобы поддержать талантливых выпускников школ, и предоставляет ряд дополнительных преимуществ победителям и призерам олимпиад. Это прежде всего специальная олимпийская стипендия, которая выплачивается всем поступившим с использованием особых прав «без вступительных испытаний» и «заявление права на 100 баллов по предмету» на протяжении первого года обучения. Размер этой стипендии в последние годы составлял 20 000 тысяч рублей ежемесячно. Мы также гарантируем олимпиадникам заселение в гостиницу МГПУ с самого начала обучения, что является важным преимуществом для ребят из регионов.

Есть ли какие-то нововведения в Олимпиаде в этом учебном году?

Да, в этом году Олимпиада проводится по нескольким профилям. Прежде всего, это Иностранный язык (английский, немецкий, испанский, французский, японский и китайский). Данный профиль включен в Перечень олимпиад школьников, дающих льготы при поступлении в высшие учебные заведения Российской Федерации. В Олимпиаде по этому профилю смогут принять участие могут учащиеся 2-11 классов. В этом году добавляются еще два профиля, которые пока не входят в вышеупомянутый Перечень.  Это профили «Русский язык» и «Обществознание». В них смогут принять участие учащиеся 8-11 классов.

Если все же остановиться на языковом профиле, по каким конкретно иностранным языкам проводится Олимпиада?

В данном случае многое зависит от иностранного языка и класса, в котором учится участник. Например, учащиеся 2-4 классов смогут попробовать свои силы в конкурсах по английскому, немецкому и французскому языкам, для учащихся 5-7 классов к данным языкам добавляется еще  китайский язык. Учащиеся 8-11 классов смогут выполнить задания по английскому, испанскому, китайскому, немецкому, французскому и японскому языкам.

Не могли бы Вы прокомментировать особенности конкурсов для каждой из параллелей? Давайте начнем со 2-4 и 5-7 классов.

Конечно. Для учащихся 2-7 классов Олимпиада проводится в один тур в дистанционном формате на платформе  После регистрации на портале Олимпиады учащиеся 2-4 и 5-7 классов смогут выполнить тренировочные задания, которые не идут в общий зачет, но, тем не менее, могут дать представление об уровне сложности и типах заданий, а также помочь лучше подготовиться к их выполнению. После этого мы открываем контрольные задания, результаты которых засчитываются как результаты Олимпиады для этих возрастных категорий. Но на выполнение контрольных заданий дается одна попытка. Хотелось бы обратить внимание на то, что учащиеся могут выполнять задания и для более старших классов. Так, например, учащиеся 7 класса вполне могут попробовать свои силы, выполнив задания для 8-11 классов. 

— Чем отличается конкурс для 8-11 классов?- Прежде всего, учащиеся могут выполнить конкурсные задания по английскому, немецкому, французскому, испанскому, китайскому и японскому языкам. В данной параллели Олимпиада проводится в несколько этапов. Во-первых, это заочный или отборочный этап.  После выполнения тренировочных заданий учащиеся приступают к заданиям отборочного тура, на выполнение которых дается одна попытка. По результатам отборочного тура определяются те учащиеся, которые проходят в заключительный этап Олимпиады. Проходной балл варьируется в зависимости от результатов, которые продемонстрировали участники. Заключительный этап в прошлом году проводился в гибридном формате: очно на площадках Олимпиады и дистанционно на онлайн платформе с использованием технологий прокторинга. Участники сами выбирали удобный для них формат выполнения заданий.

Можно ли участвовать в Олимпиаде сразу по нескольким иностранным языкам?  

Да, можно! Никаких ограничений по количеству конкурсов, в которых принимают участие школьники нет. История нашей Олимпиады показывает, что на протяжении последних нескольких лет среди ее победителей и призеров есть те, кто побеждает сразу по двум языкам, например, по  английскому и японскому или по английскому и немецкому. И число таких участников увеличивается. Очевидно, что интерес к изучению сразу нескольких иностранных языков в школе растет, при этом школьники показывают достаточно высокий уровень владения, что позволяет им становиться призерами и победителями заключительного этапа. 

В какие сроки обычно проводится Олимпиада? Нужна ли предварительная регистрация?

Олимпиада обычно начинается в декабре и продолжается до марта следующего года. Сроки отличаются для различных параллелей, кто-то стартует раньше, кто-то позже. В 2022-23 учебном году регистрация на портале Олимпиады и тренировочные задания для всех классов откроются с 1 декабря. Контрольные задания будут доступны с 13 декабря 2022 для 8-11 классов и с 10 января 2023 для 2-7 классов. Предварительная регистрация не требуется. Главное —  успеть выполнить контрольные задания до установленного срока. Даже если Вы зарегистрируетесь в последний день, Вы сможете выполнить задания. Однако, мы настоятельно рекомендуем не откладывать все на последний момент. К сожалению, при проведении олимпиады в онлайн формате нужно учитывать вероятность технических сбоев или других форс-мажорных обстоятельств, связанных с нарушениями работы интернета.  Для  учащихся 2-4 классов особенно важно заранее познакомиться с платформой, проделать тестовые задания, познакомиться с форматом заданий. Ведь для многих наших маленьких участников участие в Олимпиаде становится первым подобным опытом, и нам бы хотелось, чтобы он был положительным. Для этого нужен определенный психологический настрой. 

К вопросу о школьниках 2-4 классов, насколько для них актуально участие в Олимпиаде? Что это дает им, ведь преимущества при поступлении в вузы действуют только для победителей и призеров заключительного этапа олимпиады, куда согласно вашему Положению об Олимпиаде могут попасть только учащиеся 8-11 классов?

В настоящий момент олимпиадное движение в России набирает обороты, так как именно олимпиады дают большую гарантию поступления на бюджет в ведущие вузы страны. Однако, мы ежегодно сталкиваемся с низкой информированностью населения о возможностях участия в различных олимпиадах. Даже в Москве, где олимпиадное движение среди старших классов находится на высочайшем уровне и есть огромное количество информации и ресурсов для подготовки, зачастую уделяется не такое больше внимание олимпиадам для младшей и средней школы. Родители просто не в курсе, какие преимущества может дать олимпиада в дальнейшем. В регионах ситуация еще хуже. Наша задача постепенно приучать школьников к участию в олимпиадах. Ежегодное участие позволяет отслеживать свой прогресс, знакомит ребят, с одной стороны, с имеющимся форматами олимпиадных заданий, а, с другой, приучает к тому, что формат может в любой момент измениться, и в этом нет ничего страшного. Нужно научить применять полученные знания вне зависимости от предложенных форматов. Победителей и призеров перечневых олимпиад отличает не только то, что они много знают, это, прежде всего, гибкость мышления и умение применять полученные знания. Поэтому нам кажется важным начать как можно раньше. 

— Как можно подготовиться к участию в Олимпиаде? Существуют ли учебники, пособия, методические разработки?  — Основное отличие олимпиад от стандартизированных тестов с заранее четко известными форматами — в их непредсказуемости. Поэтому и готовиться к олимпиадам значительно сложнее, чем, например, к ЕГЭ. Однако это не означает, что материалов для подготовки нет. Каждая олимпиада имеет свои особенности, поэтому мы бы рекомендовали начать подготовку с изучения заданий прошлых лет. Все методические материалы находятся в открытом доступе. Что касается непосредственно Олимпиады “Учитель школы будущего”, то помимо этих материалов, мы традиционно проводим серию вебинаров по отборочному и заключительному этапам по каждому иностранному языку, где знакомим потенциальных участников Олимпиады с некоторыми из форматов заданий, обращаем внимание на часто возникающие сложности.

Как правило, среди выполняющих задания по английскому языку наибольшие сложности вызывают задания страноведческого блока. Мы можем порекомендовать ряд публикаций, которые помогут лучше узнать страну изучаемого  языка:

Также можно познакомиться с форматами заданий в следующих публикациях:

Мы также можем порекомендовать пособия  издательства «Просвещение» для подготовки к олимпиадам по всем иностранным языкам:

Мы также можем порекомендовать пособия  издательства «Просвещение» для подготовки к олимпиадам по всем иностранным языкам:  

Обращаем внимание на электронные ресурсы ГК «Просвещение».

На образовательном ресурсе ‒ видеоверсии журнала«Просвещение». Иностранные языки» размещены записи вебинаров, видео лекций и образовательных роликов по проблематике изучения иностранных языков.

Комментарии закрыты.