ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ГОРОДСКОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ПЕДАГОГОВ ПО ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВПР ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Автор: Анастасия ПОКИДОВА | Рубрика: ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Вторник 22 ноября 2022В соответствии с письмом Рособрнадзора от 22.03.2022 № 01-28/08-01 «О переносе сроков проведения ВПР в общеобразовательных организациях в 2022 году» Всероссийская проверочная работа (ВПР) проходила осенью текущего учебного года, и писали ее все обучающиеся 8 класса (по программе предыдущего года обучения). Важно отметить, что писали ВПР по основному (первому) языку.
Автор: Покидова Анастасия Дмитриевна, автор рабочих тетрадей и сборников контрольных работ к УМК «Вместе» (“Team Up!”) 2-8, учитель английского языка ВКК, методист МБУ ДПО УМЦ «Коломна», эксперт ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку, главный тренер Регионального проекта «Школа профессионального мастерства» по английскому языку в МО, автор сценарных планов Российской электронной школы и cifra-school, тьютор ГК «Издательства «Просвещение»
Сейчас, когда осенняя сессия написания работы по английскому языку позади, пришла пора подводить итоги и строить дорожную карту к весенней сессии по подготовке семиклассников к успешной сдаче испытания.
Итак, что же лежит в основе ВПР? Какие задачи работа выполняет? На что обратить внимание?
Согласно описанию КИМ данная диагностика проводится «в целях мониторинга результатов перехода на ФГОС и направлена на выявление уровня подготовки школьников».
Действующая модель ВПР по английскому языку остается неизменной с 2019 года (небольшое исключение составляют картинки, которые стали черно-белыми в 2020 году).
Среди проверяемых предметных результатов необходимо выделить:
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
– активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
– овладение умениями смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
– умением осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме;
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– приобретение начальных навыков общения в устной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения;
– освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора;
– сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка.
Иными словами, вся работа нацелена именно на проверку уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся и их опыт применения речевых умений и языковых навыков для решения коммуникативной задачи в указанном контексте.
В нормативных документах также указано, на каком уровне должна быть развита иноязычная коммуникативная компетенция к окончанию 7 класса – все представленные в работе задания выше требований А1, но ниже уровня А2 по шкале уровней владения иностранными языками, определенными в документах Совета Европы. Помним, что А2 – уровень, заявленный для достижения к концу 9 класса, это уровень задания в Основном государственном экзамене.
Анализируя модель ВПР, можно прийти к выводу, что особый акцент делается именно на проверку уровня сформированности речевой (аудирование, чтение, говорение) и языковой компетенций. В то время как социокультурные знания и компенсаторные умения проверяются опосредованно через всю работу.
Задания ВПР по иностранным языкам разделены по уровням сложности следующим образом:
Иными словами, задания базового уровня сложности составляют 73,4% от всей работы. Обучающиеся могут получить за них 22 балла, что уже соответствует отметке «хорошо» («4»):
Особенность КИМ ВПР по английскому языку в том, что они представляют собой компьютерную программу, которая строго регламентирует время выполнения заданий 1–3 (аудирование, чтение текста вслух и говорение) и позволяет записать устный ответ обучающегося. Время выполнения заданий 4–6 обучающийся регулирует самостоятельно (вся работа рассчитана на 45 минут).
Техническая составляющая работы часто вызывает трудности у обучающихся – форма непривычная, система не всегда работает корректно, нет привычных ручки и карандаша для выполнения. Поэтому крайне важно подготовить школьников – тренироваться работать с программой, записывать свой голос на диктофон, проверять качество записи. Важно также развеять миф о том, что при сдаче работы будет «звуковой вакуум». Отнюдь. В соответствии с методическими рекомендациями в аудиторию сдачи ВПР допускаются 4 ученика. После прослушивания аудио (задание № 1), все они примерно в одно время начинают читать текст (задание № 2), а затем также почти синхронно приступают к описанию картинки (задание № 3). Ребенку необходимо абстрагироваться от посторонних шумов и голосов одноклассников, сконцентрировавшись на своем задании. Есть случаи, когда в этом «многоголосье» эксперт-проверяющий слышит всех рядом сидящих ребят, но только не того, кого нужно, потому что ребенок говорит настолько тихо, что разобрать слова не представляется возможным. Иными слова, ВПР в 7 классе – своего рода «репетиция» перед ОГЭ, когда школьники понимают всю ответственность ситуации, «реалии» сдачи, психологические аспекты, и банальную необходимость говорить громко и отчетливо, не обращая внимание на все, что слышится «извне».
При подготовке к ВПР методическим объединением учителей Г.о. Коломна была проведена большая подготовительная работа:
- анализ заданий;
- обзор литературы по подготовке;
- проведение серии вебинаров для учителей;
- встречи с авторами пособий по подготовке к ВПР;
- подготовка сборника учебно-методических материалов;
- онлайн занятия с обучающимися.
Давайте погрузимся в процесс нашей работы более детально.
С анализом заданий и рекомендациями по подготовке вы можете ознакомиться в статьях, опубликованных на портале https://teachlearnlanguages.com/ru/:
— Всероссийская проверочная работа по английскому языку. Готовимся к осени 2022;
— Аудирование в ВПР по английскому языку – анализ типичных ошибок и рекомендации по подготовке;
Как методист, считаю очень важным проводить системную работу с учителями – знакомить с форматом заданий, пособиями, авторами и составителями диагностических материалов:
— 20.01.2021 — консультация по подготовке к ВПР по иностранным языкам: Анализ результатов ВПР и стратегии подготовки»;
— 25.01.2021 — встреча с экспертом и автором-разработчиком измерительных материалов оценки качества образования МЦКО, автором учебников и учебных пособий по английскому языку для школьников, лауреатом «Гранта Москвы» в области наук и технологий в сфере образования, Смирновым Ю.А., который провел семинар: «Мониторинг и контроль знаний на уроках английского языка в начальной и основной школе: ответ на вызов времени»;
— 26.02.2021 г. — семинар «Практика применения лингафонного оборудования в рамках подготовки обучающихся к ВПР по английскому языку».
Важным для подготовки к ВПР считаем сотрудничество МБУ ДПО УМЦ «Коломна» и ЦНППМ (ГСГУ) в рамках работы Региональной команды тренеров проекта «Школа профессионального мастерства», которая на 90% состоит из учителей Г.о. Коломна.
Вот некоторые из наших вебинаров:
— 20.10.2021 — «Эффективные приемы преумножения лексико-грамматических структур для успешного выполнения письменной части ВПР по английскому языку»;
— 25.10.2021 – «Преодолевая языковой барьер — принципы работы по формированию и развитию навыков монологической речи обучающихся»;
— 01.12.2021 – «Эффективные методы и приемы по формированию навыков аудирования»;
— 06.12.2021 – «Система простых времён в английском языке»;
— 15.12.2021 – «Лексические единицы, обслуживающие коммуникативные ситуации по теме «Внешность». Коммуникативный аспект»;
— 03.03.2022 — «Развитие навыков аудирования обучающихся среднего звена при подготовке к ВПР. Формат заданий и рекомендации по выполнению»;
— 09.03.2022 – «Проблемное обучение в отработке грамматических навыков обучающихся при подготовке к ВПР. Формат заданий и рекомендации к выполнению»;
— 25.03.2022 – «Степени сравнения прилагательных в устной и письменной речи. Подготовка к ВПР 2022»;
— 30.03.2022 — «Развитие лексических навыков обучающихся среднего звена. Подготовка к успешному выполнению заданий блока «Лексика» ВПР»;
— 05.04.2022 — «Квест как форма организации работы над лексическим материалом в среднем звене в рамках подготовки к ВПР»;
— 22.04.2022 – «Осмысленное чтение текста вслух. Система работы над текстом при выполнении ВПР»;
— 29.04.2022 – «Развитие компонентов иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся 5-7 классов»;
— 09.09.2022 — «ВПР по английскому языку 2022. Работа учителя по организации процесса подготовки обучающихся 8 класса»;
— 22.09.2022 — «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в ходе подготовки к ВПР по английскому языку»;
— 27.10.2022 – «Повышение уровня развития читательской грамотности в системе подготовки к ВПР по английскому языку: лексический подход и его потенциал для школы».
Помимо проведения вебинаров члены Команды записывали видео мастер-классы и разрабатывали задания для подготовки в ВПР. Все материалы находятся в свободном доступе для просмотра и скачивания, будем рады, если сочтете их полезными!
Работа Регионального проекта Московской области «Школа профессионального мастерства» продолжается, за анонсами можете следить тут.
Необходимым также считаем приобщать коллег к участию во Всероссийских конференциях. Так, 16.02.2022 г. учителя знакомились с опытом преподавателей и советами авторов в рамках Конференции «Готовимся к ВПР по английскому языку». Мониторинг и диагностика образовательных результатов обучающихся 7 класса», организованной и проведенной Центром Лингвистического образования ГК Издательства «Просвещение». Среди спикеров — авторы учебных и учебно-методических пособий, методисты, тьюторы, эксперты и разработчики диагностических материалов. Представленные материалы, рекомендации и «лайфхаки» были очень полезны, нашли свое место в классе!
Методическое объединение учителей иностранных языков уделяет внимание не только работе с коллегами, но и с учениками. Именно поэтому в каникулы, при подготовке к осенней сессии ВПР в этом году мы организовали серию «перекрестных» встреч обучающихся 8 классов с незнакомыми им учителями, которые провели серию занятий «ВПР по английскому языку – это просто!» – раскрыли секреты выполнения различных заданий, дали советы, выполнили несколько заданий:
— Разбор задания № 1 – аудирование;
— Разбор заданий № 2, 3 — чтение текста вслух, описание картинки;
— Разбор заданий № 5, 6 — лексика, грамматика.
Работа в онлайн, с незнакомым преподавателем и обучающимися других школ произвела на всех неизгладимое впечатление. Это был своего рода «challenge», но с очень позитивным итогом. Все активно работали, обсуждали материал, выполняли задания, запоминали советы, данные опытными наставниками.
Особое внимание в данной статье хочу обратить на творчество. Даже в таком сложном деле, как подготовка к ВПР, наши коллеги не забывают о воспитательном аспекте и межпредметной интеграции учебных дисциплин, всегда стараются донести до обучающихся максимально подробно историю родного города, рассказать о заслугах жителей, памятных местах и событиях. Ведь для нас крайне важно обучать и воспитывать школьников в любви и уважении к родной Коломне.
Сейчас данная задача становится все более актуальной в связи с введением обновленного Федерального государственного образовательного стандарта НОО и ООО (2021 г.) и Примерной рабочей программы по предмету «английский язык». В указанных нормативных документах сказано, что «… иностранные языки признаются … одним из средств воспитания качеств гражданина, патриота; развития национального самосознания…». В тематические блоки ПРП, обязательные для изучения, также включены такие важные разделы, как «Родная страна и страна/страны изучаемого языка. Их географическое положение, столицы; достопримечательности, культурные особенности (национальные праздники, традиции, обычаи). Выдающиеся люди родной страны и страны/стран изучаемого языка: писатели, поэты», малую же родину обучающиеся должны уметь представлять на изучаемом иностранном языке уже со 2 класса!
17.09.2022 г. был опубликован шестой сборник цикла Spotlight on Kolomna. Материалы, представленные в сборнике, это те самые задания № 3, 5, 6 из ВПР (говорение, лексика, грамматика), в которых традиционно делается наибольшее количество ошибок.
Сборник подготовлен для того, чтобы, даже готовясь к написанию Всероссийской проверочной работы, обучающиеся могли глубже погрузиться в тему, узнать новые интересные факты, которые пригодятся и в других дисциплинах (связь с историей, географией и биологией прослеживается во всех текстах пособия), укрепляя, тем самым, межпредметные связи и создавая единую картину мира. Еще один сборник материалов был подготовлен по итогам написания ВПР в октябре. В единый файл мы собрали все задания № 2 и № 3, которые выполняли школьники нашего муниципалитета – писали в течение 5 (!!!) дней, у каждой школы были свои варианты. Надеемся, что эти задания помогут и вам, дорогие коллеги, в подготовке к весенней сессии.
Подводя итог, важно отметить, что такая форма диагностики, как ВПР – неотъемлемая часть мониторинга планируемых результатов ФГОС и Примерной рабочей программы, необходимая всем участникам образовательного процесса: учителям, ученикам и родителям, на всех уровнях образования, включая школьный, муниципальный, региональный и федеральный. Соответственно, подготовка к ней должна быть системной, последовательной, ориентированной не только на педагогов, но и на школьников.
Полезные ссылки: