МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ «ЖДИ МЕНЯ, И Я ВЕРНУСЬ…» «WAIT FOR ME AND I WILL RETURN…»
Автор: Коллектив АВТОРОВ | Рубрика: ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Вторник 5 августа 2025НАША РОДИНА – ВЕЛИКАЯ РОССИЯ: СЛАВИМСЯ СВОИМИ УЧИТЕЛЯМИ

В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и информационно-коммуникационного общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала на многие глобальные проблемы.

Автор: Буланкина Надежда Ефимовна доктор философских и педагогических наук, профессор, Почетный работник общего образования РФ, всероссийский эксперт при Министерстве Просвещения РФ
Место работы: НИПКиПРО
Должность: заведующий кафедрой иноязычного образования НИПКиПРО

Автор: Мисюркеева Наталья Александровна
Место работы: МБОУ СОШ №4 ОЦ, г. Новосибирск, Новосибирская область
Должность: учитель английского языка
Именно в системе образования формируется модель будущего, в ней закладываются мировоззренческий базис, философия самого общества. Образование – единственное средство движения к прогрессу [2-4;12;13;14].
Вектор развития 1. КУЛЬТУРОСООБРАЗНОСТЬ ГУМАНИТАРНОГО УНИВЕРСУМА. Особую актуальность и эффективность данный подход обретает при концептуализации культурного наследия своего народа, страны, региона, культурного кода края в сравнении с общемировой культурной практикой. Концептуальные основы преподавания иностранных языков, находящие отражение в отечественных учебно-методических комплексах по иностранным языкам издательства «ПРОСВЕЩЕНИЕ», значительно облегчают решение задач развития у школьников национальной социокультурной идентичности в рамках обозначенной проблемы в заголовке данной статьи [1;5;7;9;11].
При этом именно тематическое содержание УМК ориентирует современного учителя на системную актуализацию основных аспектов формирования духовно-нравственного отношения обучающихся к действительности в рамках поликультурного развития личности. И прежде всего с учетом таких национальных ценностных приоритетов как патриотизм, Родина,уважение к старшему поколению, любовь к своей семье, школе. А также с использованием эффективных способов достижения образовательных результатов в целом, акцентируя внимание на коммуникативной компетенции молодежи [1;6;8;10;15].
Вектор развития 2. КОММУНИКАТИВНЫЙ АСПЕКТ НЕПРЕРЫВ-НОГО ОБРАЗОВАНИЯ И САМООБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ. Результаты сотрудничества преподавателей и сотрудников кафедры иноязычного образования Новосибирского ИПК работников образования и руководителей муниципальных методических объединений (ММО) учителей иностранных языков по созданию безопасного коммуникативного континуума убеждают в том, что исследовательский личностный потенциал современных педагогов достаточно велик. А для его раскрытия требуется создание необходимых условий. В свою очередь, в каждом конкретном случае этот поиск, с одной стороны, складывается как частный проект учителя. Однако он не может быть исключен из общешкольного и регионального контекста, из общей концепции системы образования, с другой стороны. Именно коммуникативная компетенция (КК) признается одной из важнейших компетенций в свете ценностных преференций отечественного образования, как и обозначено в государственных документах за последние два десятка лет, нашедших отражение в материалах международной научно-практической конференции памяти Инессы Львовны Бим «Теория и практика обучения иностранным языкам: традиции и инновации» (Москва, 2013). А потому каждый педагогический проект, становясь неотъемлемой частью общешкольного и регионального проектирования безопасной информационно-коммуникационной среды взаимодействия ее непосредственных участников, требует постоянной поддержки и научно- методического сопровождения.
Вектор развития 3. БЕЗОПАСНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА. Муниципальное методическое объединение учителей иностранного языка каждого из 32 ММО Новосибирской области является основным методическим сообществом для обсуждения и решения профессиональных задач на муниципальном уровне. На протяжении многих лет руководители ММО сотрудничают с кафедрой иноязычного образования ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО, повышая свою квалификацию на предметных курсах, активно участвуя в образовательных событиях, организованных кафедрой. Это позволяет педагогам получить уникальный опыт, принять участие в мастер-классах и творческих лабораториях коллег, обсудить актуальные аспекты современного иноязычного образования. Именно в рамках курсового повышения квалификации и на заседаниях школьных МО, а также в рамках организации урочной и внеурочной деятельности учителя и их ученики через общение и создание различных языковых миров используют весь арсенал языкового сотрудничества.
Вектор развития 4. НАЦИОНАЛЬНАЯ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ЛИЧНОСТИ. Не всегда осознавая и понимая, что язык как живая реальность связана напрямую с культурной самобытностью его народа и неотделима от культурной самобытности других народов, подчиняясь «законам» межкультурного взаимодействия. В связи с тем, что «живая мысль человека» находит отражение в языках культуры, возникает потребность в объяснении специфики поликультурного становления и развития личности постоянно и непрерывно. В связи с этим социокультурные характеристики знания, особенности работы человека в «языке», характер предметного знания как отражение многофункциональной природы полиязыковой культуры становятся особым объектом «образовательной заботы» каждого учителя и прежде всего лингвиста. Педагоги обучают координации в различных социокультурных практиках, непосредственно затрагивая проблему «прикультуривания» языкового, речевого и коммуникативного континуума человека, включенного в разнообразную деятельность (познавательную, трудовую, художественную, игровую и т.д.), которая всегда сопровождается ценностной ориентацией. В этом контексте прослеживается интегративная функция полиязычий и поликультур.
Вектор развития 5. СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ БЕЗОПАСНОГО КОММУНИКАТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА. Вот почему приобщение самого учителя к высокой речевой и языковой культуре обретает особый смысл, когда педагоги создают свои региональные разработки на материале своего города или поселка, раскрывая содержание основных функций полиязыковой культуры — развивающая, стабилизирующая, интегративная. Этот факт предлагается рассматривать в приложении к задачам гуманизации и гуманитаризации образования с выделением значимости полиязыковой культуры в аспекте становления человека как высшей самоценности. Исследование гуманистических оснований полиязыковой культуры при предложенном подходе учителя проводят в плоскости осознания ее роли в непрерывно работающей и развивающейся способности человека к общению с другими, так как языки культуры не только формируют человека, но и определяют его место в обществе, его судьбу.
Вектор развития 6. Языки культуры/полиязычия образования как инструменты самовыражения сознательной жизнедеятельности позволяют состояться общению, в процессе которого происходит языковое самоопределение и развитие способностей человека (развивающая функция). Человек в течение своей жизни находится в поисках своего «языка», своеобразного инструмента, помогающего сознательно относиться к своей жизни, строить отношения в условиях взаимодействия с другими [2].
Вектор развития 7. Создание методических разработок учителями региона заслуженно оценивается на местном и всероссийском уровне через вебинары, семинары, а самое главное, через культурные тексты, которые регулярно издательство Просвещение публикует на страницах электронного журнала. Вот и в очередной раз учителя Новосибирска открывают авторскими методическими пособиями по тематике НАША РОДИНА – ВЕЛИКАЯ РОССИЯ.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ «Жди меня, и я вернусь…» «Wait for me and I will return» – есть итог системной работы одного из ведущих педагогов Новосибирска, Натальи Мисюркеевой, которая прошла обучение по дополнительной профессиональной программе «Лингвистика: теория и методика преподавания иностранных языков и культур» в 2018 году на кафедре иноязычного образования нашего института.
Ежегодно учитель участвует в различного рода конкурсах, проектах, являясь активным автором профессиональных журналов «Сибирский учитель» и ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.ПРОСВНЩЕНИЕ». Ее очередная работа посвящена героям России, составляя содержание и технологию современного урока английского языка в рамках методического пособия по краеведению «Жди меня. И я вернусь». Приглашаем познакомиться с автором и его методической разработкой на актуальную проблему нашего непредсказуемого поликультурного мира, который требует внимательного отношения и к языку, и к людям носителям языковой и коммуникативной культуры. Именно этому должен соответствовать современный урок поликультурного развития личности средствами иноязычного образования.
Список источников:
- Бим И. Л. Идейно-политическое воспитание средствамииностранного языка на современном этапе развития нашего общества // Иностр. языки в школе. — 1976. — № 4. — С. 29—36.
- Буланкина Н. Е. Исследование речевой культуры личности в условиях непрерывного образования: аксиологический аспект // Сибирский учитель. — 2024. — № 4 (155). — С. 5—14.
- Буланкина Н. Е. Полиязыковая концептосфера современного педагога: монография. — Новосибирск. 2009. — 129 с.
- Буланкина Н. Е. Актуальные аспекты совершенствования методологии исследования информационно-образовательной среды иноязычного образования // Психология образования в поликультурном пространстве. — 2024. — № 2 (66). — С. 77—88.
- Выготский Л. С. Мышление и речь. — Москва: Изд-во АСТ, 2022. — 576 с.
- Гальскова Н. Д., Никитенко З. Н. Методологическая культура исследователя в лингвообразовательном научном поиске: монография. — Москва, 2023. — 200 с.
- Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. — Москва. Просвещение, 1991. — 229 с.
- Клычникова З. И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке: пособие для учителя. — Москва: Просвещение, 1973. — 223 с.
- Лурия А. Р. Язык и сознание. — СПб: Питер, 2022. — 448с.
- Рогова Г. В. Устная речь как средство обучения // Иностр. языки в школе. — 1976. — № 3. — С. 29—36.
- Сафонова В. В. Европейские перспективы в лингвокультурном обогащении современного многоуровневого языкового образования // Иностр. языки в школе. — 2022. — № 6. — С. 6—15.
- Соколков Е. А., Буланкина Н. Е. Проблемы поликультур и полиязычий в гуманитарном образовании. — Москва: ЛОГОС, 2008. — 208 с.
- Твердохлебова И. П. Ценностные ориентиры лингводидактических стратегий обучения иностранным языкам и новый социокультурный контекст // Иностр. языки в школе. — 2024. — № 2. — С. 2—5.
- Цетлин В. С. Грамматический разбор при обучении французскому языку // Иностр. языки в школе. — 2010. — № 4. — С. 35—40.
- Щербатых Л. Н. Совершенствование коммуникативных навыков учащихся в дополнительном иноязычном образовании // Сибирский учитель. — 2024. — № 3 (142). — С. 35—38.