Автор: Екатерина НОСОВА | Рубрика: ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ
Понедельник 23 декабря 2013
Экспериментальное образование — это процесс активного вовлечения обучающихся в эксперимент и/или исследования, которые будут иметь практическую значимость. Обучающиеся должны экспериментировать с собственными знаниями или знаниями своих товарищей, анализировать и экспериментировать с ними, а не искать уже полученные и изложенные знания[7].


настроение: позитивное
ключевые слова: экспериментальное и развивающее обучение, инновационное развитие в обучении, опыт американских университетов, познавательный подход, развитие креативности личности
город: Москва
Педагогический эксперимент — это эксперимент, задачей которого является выяснение сравнительной эффективности применяемых в учебно-воспитательной деятельности технологий, методов, приемов и нового содержания[5]. Обучение в условиях эксперимента через собственные исследования является инновационным методом в образовательной среде. Опыт стран, продвинувшихся в инновационном развитии (США, Германия, Япония), свидетельствует о важной роли инновационной инфраструктуры университетов в региональных инновационных системах.
Лидером в области инновационной деятельности являются США, что обусловлено длительным целенаправленным вниманием государства и университетов к развитию инновационных образовательных процессов и, как результат такого внимания, высокой эффективностью национальной инновационной системы страны в целом.
Если мы рассматриваем экспериментальное образование в целом, то можно выделить два основных компонента, такие как развивающееся образование и развивающее образование[4].
Читать полностью »
Автор: Наталья НИКИТИНА | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ
Пятница 20 декабря 2013
Обучению аудированию в методике преподавания иностранных языков всегда уделялось особое внимание, так как восприятие и понимание иноязычной речи на слух — процесс сложный, требующий от учащегося максимального внимания, а от учителя — методических умений и последовательной подготовки к развитию и формированию прочных навыков в этом виде речевой деятельности.


настроение: увлеченное
ключевые слова: цель урока, структура, место аудирования, поэтапное усложнение заданий, ситуация успеха
город: Порхов, Псковская обл.
Как учителю обычной общеобразовательной школы мне часто приходится работать в переполненных группах (более 20 человек), где собраны дети с очень разными языковыми способностями, разным уровнем слухового и зрительного восприятия, разной памятью. А научить нужно каждого. Поэтому не всегда представляется эффективным использовать аудитивный материал из УМК в том виде, в котором он дан в заданиях учебника. Уже несколько лет я с большим интересом и удовольствием работаю по УМК «Английский в фокусе». Тем не менее задания на аудирование представляют для ряда моих учеников очевидные трудности. Случается, что услышав запись и пугаясь того, что они не понимают услышанного, ребята отказываются от выполнения задания, считая его слишком сложным для себя, и перестают вникать в смысл того, что слышат. Поэтому я считаю необходимым «доработать» предъявляемый материал с учётом реального уровня языковой подготовки и психологических особенностей учащихся каждой конкретной группы. Использование индивидуальных (а значит, посильных) заданий в процессе развития умений аудирования способствует повышению мотивации учащихся к данному виду деятельности, создаёт ситуацию успеха.
Обучение аудированию я начинаю с самых первых уроков, включая его в структуру занятия: в начало, основную часть или на завершающем этапе. Место аудирования в структуре урока будет в первую очередь зависеть от цели, которую поставил перед собой и учащимися преподаватель.
Читать полностью »
Автор: Ольга САВЕНКОВА | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ, НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК: ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ
Среда 18 декабря 2013
Основной задачей современного образования является развитие у школьников самостоятельного критического мышления, культуры умственного труда, обучение навыкам самообразования, что связано с поиском и обработкой информации, в том числе и на иностранном языке. Школа должна обучать способам усвоения знаний, развивать умения работы с информацией, готовить учащихся к профессиональной деятельности в информационном обществе.

настроение: профессиональное
ключевые слова: учебный текст, параметры аутентичности, функциональные типы текстов, разговорная речь, художественные тексты, понимание текста
город: Пенза
Чтение выступает как наиболее востребованный аспект для будущей профессиональной деятельности. Искусство чтения является системообразующей основой для формирования информационных умений, которые позволяют человеку эффективно ориентироваться в растущих информационных потоках, а также выстраивать самостоятельную образовательную линию. Недостаточно уметь отыскать нужную информацию в разных источниках, в частности в интернете. Важно, чтобы человек мог оперативно обработать полученную информацию. Специалистам в разных сферах профессиональной деятельности всё чаще приходится обращаться к различным информационным ресурсам. Следовательно, для получения нужной информации необходимо уметь бегло читать на иностранном языке. В связи с этим у старшеклассников и выпускников школ умения, связанные с чтением, должны быть сформированы на более высоком уровне.
Во ФГОС нового поколения подчеркивается, что учащиеся должны быть знакомы с особенностями чтения текстов разных функциональных типов: прагматических, информационных, научно-популярных и научно-публицистических, художественных, поэтических и прозаических. Изменилось ли что-то для учителя? Несомненно. В школу пришел аутентичный текст. Использование аутентичных текстов на уроках иностранного языка — один из оптимальных вариантов повышения уровня поликультурного образования.
Читать полностью »
Автор: Татьяна КУЗНЕЦОВА | Рубрика: ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ
Понедельник 16 декабря 2013
Июнь. Закончились экзамены. Иду по улице и слышу разговор двух учеников: «Да, конечно, хорошо сдавать экзамены, но не всегда понятно, зачем это нужно». — «А я вообще не понял, о чём этот экзамен».


настроение: дружелюбное
ключевые слова: экзамен, ГИА, стресс, языковая подготовка выпускников 9 класса, независимая аттестация, аудирование, чтение, письмо, говорение, коммуникативная компетенция
город: Химки, Московская обл.
Да, может быть, не всем понятно, о чём экзамены и зачем они нужны. Часто экзамены сопряжены со стрессом, поэтому сдавать их никто не любит. В этом заключается одна из задач учителя — объяснить, в чём суть экзамена и почему его надо сдать, что экзамен по иностранному языку в 9 классе — по выбору. Это независимая аттестация, и для экзамена в рамках государственной итоговой аттестации (ГИА) учеником могут быть выбраны любые предметы. Наверное, мы ещё не привыкли к независимой аттестации, но хотелось бы донести до учеников и родителей, что экзамен можно успешно сдать и не надо его бояться. Что же проверяет этот экзамен?
Государственная итоговая аттестация в новой форме предполагает определение уровня языковой подготовки выпускников 9 класса с использованием механизмов независимой оценки. При выполнении экзаменационной работы проверяется иноязычная коммуникативная компетенция выпускников основной школы, коммуникативные умения учащихся в аудировании, чтении, письме и говорении, а также лексико-грамматические навыки.
Читать полностью »
Автор: Нина НИКОНОВА | Рубрика: МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ
Пятница 13 декабря 2013
В предлагаемой статье нас будет интересовать методическое управление образовательным процессом, которое включает в себя, кроме учебника, книги для учителя, дидактических материалов и методических рекомендаций, прежде всего, речевое поведение учителя английского языка на уроке.


настроение: неравнодушное
ключевые слова: образовательный процесс, методическое управление, учебная деятельность, учебная ситуация, речевое поведение
город: Псков
Начнем, уважаемые читатели, с небольшого высказывания: «To profit from good advice requires more wisdom than to give it”.
Трудно давать советы, что учитель должен делать, а что не нужно делать в той или иной учебной ситуации. Насколько предыдущий опубликованный материал был интересен, полезен и необходим вам, можно судить по откликам учителей, и полагаю, что сейчас стоит уделить первостепенное внимание той реальной ситуации, в которой работает учитель иностранного языка. Мы обсуждали структуру урока, организацию работы с лексикой, грамматикой, использование разных технологий при обучении аудированию. А в дальнейшем будем говорить об обучении устной речи, чтению, некоторых новых приёмах обучения письму.
Взаимодействие образования и культуры (как части и целого) есть фактор социальной жизни, и он противоречив и, на наш взгляд, факт этого взаимодействия наиболее противоречиво проявляется на занятиях по иностранному языку. С одной стороны, учитель ИЯ реализует содержание обучения, а с другой стороны, осуществляет аутентичное речевое поведение, которые тесно переплетаются друг с другом, и подчас трудно провести четкую границу между ними.
Читать полностью »
Автор: Елена СМИРНОВА | Рубрика: НОВЫЕ УМК
Среда 11 декабря 2013
Уникальный, не имеющий отечественных и зарубежных аналогов проект «Сферы» издательства «Просвещение» реализует идею создания единой информационно-образовательной среды в виде взаимосвязанной системы образовательных ресурсов на бумажных и электронных носителях. В рамках этого проекта осуществлен выпуск учебно-методического комплекта «Сферы» (Spheres) по английскому языку, соответствующий требованиям ФГОС среднего (полного) общего образования и включенный в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в общеобразовательных учреждениях. Один из авторов нового УМК — Елена Юрьевна Смирнова, Заслуженный учитель РФ, любезно ответила на наши вопросы о подробностях создания учебников по английскому языку для старшей школы.


настроение: целенаправленное
ключевые слова: выпускники, возрастные особенности подростков, компетентностный подход, метапредметные умения, лексико-грамматический материал, тетрадь-тренажёр, тетрадь-экзаменатор, старшая школа, ЕГЭ
город: Москва
ДОБРЫЙ ДЕНЬ, ЕЛЕНА ЮРЬЕВНА. ПЕРВЫЙ ВОПРОС: КОМУ БЫ ВЫ РЕКОМЕНДОВАЛИ УЧИТЬСЯ ПО УМК «СФЕРЫ», КОМУ АДРЕСОВАН УЧЕБНИК?
Учебник предназначен для учащихся 10 и 11 классов общеобразовательных организаций. В целом УМК будет интересен учащимся любых типов школ, включая сельские и малокомплектные школы, ведь он создан в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов и в соответствии с возрастными особенностями старшеклассников.
ПОСКОЛЬКУ ЭТО ЛИНИЯ УЧЕБНИКОВ ДЛЯ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ, РАССКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, КАК В УЧЕБНИКЕ УЧИТЫВАЮТСЯ ПОТРЕБНОСТИ СОВРЕМЕННОГО СТАРШЕКЛАССНИКА?
Говоря о старшем этапе обучения в школе, следует помнить, что это довольно сложный период для подростков, ведь совсем скоро им предстоит окончить школу и определиться с будущей профессией. Именно от этого решения зависит будущее ребенка и его успешность. Создавая учебник, мы старались учесть и возрастные, и психологические особенности подростков, а также соответствующие их возрасту интересы, в том числе и с точки зрения выбора будущей профессии. Например, учащимся предлагается поговорить о различных современных профессиях, оценить их достоинства и недостатки, прочитать тексты об опыте работы ровесников из других стран, научиться писать резюме, узнать о правилах поведения на собеседовании.
Читать полностью »
Автор: Виктория МИЛЯЕВА | Рубрика: ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА, ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ
Понедельник 9 декабря 2013
Умение читать — одно из важнейших умений, обеспечивающих опосредованное общение между людьми. В нашей стране чтение на иностранных языках всегда было сильной стороной обучения ИЯ. Это связано и с традициями обучения (грамматико-переводной метод около ста лет был основным в преподавании), и со стойкой привычкой к чтению, которая была потребностью нескольких поколений.


настроение: заинтересованное
ключевые слова: чтение, мини-библиотека, параметры аутентичности, автономное обучение, документальная проза, внеклассная работа
город: Омск
Чтение — вот лучшее учение.
А.С. Пушкин
Однако в конце XX — начале XXI века ситуация стала резко меняться. Молодое поколение стало отказываться от чтения. Видео- и аудиосредства вытесняли чтение в его развлекательной функции, произошла замена источника информации — печатный текст уступил место экрану. Наконец, появился Интернет — источник просвещения, развлечения и проведения досуга.
В последнее время во многих странах происходит осознание того, что чтение является базовым умением не только для инноваций в образовании, но и в целом для жизнедеятельности человека.
В обучении иностранным языкам чтение занимает центральное место. Федеральный государственный стандарт среднего (полного) общего образования отводит чтению ведущее место в самообразовании и саморазвитии учеников. Обучению этому виду деятельности уделяется много времени на уроках английского языка, но настоящее удовольствие ученик получает только тогда, когда чтение позволяет расширить его кругозор, узнать реальные факты об окружающем мире. Устойчивая привычка к досуговому чтению улучшает показатели обучения и является мощным средством поддержки мотивации к учению в целом, особенно в 7–8 классах (период отказа от чтения). В этом возрасте чтение на ИЯ становится реально возможным, так как уровень сформированности умений уже позволяет читать интересные современные книги. Оно модно, престижно и в конечном итоге становится интересным. Более того, чтение на ИЯ помогает создать культурное поле, которое объединяет читателей в одно сообщество, а это очень важно для подростков.
Читать полностью »
Автор: Елена ТАРЛОВСКАЯ | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ, СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Пятница 6 декабря 2013
Уже два года старшеклассники МБОУ «Гимназия № 1» г. Курчатова последовательно и с интересом знакомятся с культурой, историей, обычаями и традициями современной Британии в рамках элективного курса «Страноведение. Современная Британия». Ребята занимаются страноведением по учебному пособию Ю.А. Смирнова «Современная Британия» издательства «Просвещение».


настроение: лучезарное
ключевые слова: коммуникативная компетенция, проектная деятельность, интеллектуальные игры, страноведение, современный язык, ЕГЭ
город: Курчатов, Курская обл.
Два года — срок, конечно, небольшой, чтобы сделать вывод об эффективности того или иного учебного пособия, однако успехи моих учеников позволяют судить о качестве этого элективного курса. Я полагаю, что одним из критериев оценки эффективности того или иного учебного пособия или курса может стать уровень сформированности коммуникативной компетенции обучающихся, тот результат, те знания и умения, которые они могут продемонстрировать и применить на практике.
Практика — вот тот критерий, который безошибочно свидетельствует о качестве как языкового материала, так и самой методической системы, разработанной автором курса. С полной уверенностью можно сказать, что уровень лингвострановедческой компетенции обучающихся, сформированный при работе с пособием «Современная Британия», достаточно высок. Показателем является качество творческих, проектных и исследовательских работ, написанных на основе материала учебного пособия, участие и победы учащихся в викторинах по страноведению.
Читать полностью »
Автор: Анна ГОЛЕНКОВА | Рубрика: НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК: ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ, ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ
Среда 4 декабря 2013
Исследования показали, что мотивация достижения успеха — это социальный, то есть приобретённый мотив, который проявляется как следствие определённого уровня развития человека. На его формирование влияет мотивационная среда. Каковы же условия, при наличии которых ученик будет действовать так, «как надо», и неизбежно придёт к заранее намеченным результатам?


настроение: доброжелательное
ключевые слова: атмосфера эмоционального комфорта, эмоции в учении, мотивационная среда, самооценка, стимуляция положительной мотивации
город: пгт. Краснобродский, Кемеровская обл.
Воспитание правильной мотивационной направленности должно сопровождаться воздействием на эмоциональное отношение школьников к учению. Различают разные виды эмоций в учении:
- положительные (радость, удовлетворение, уверенность и т.д.);
- отрицательные (страх, обида, досада, скука, беспокойство и т. д.).
Положительные эмоции могут быть связаны со школой в целом и пребыванием в ней, обусловлены ровными взаимоотношениями с учителями и одноклассниками, отсутствием конфликтов, с успешностью учёбы, с радостью преодоления трудностей. Удовлетворение от справедливо выставленной отметки, эмоции от «столкновения» с новым учебным материалом — всё это усиливает внутреннюю мотивацию. Ученик живёт при этом в атмосфере эмоционального комфорта, что просто необходимо для успешности учения.
Психологи связывают формирование положительной мотивации учения с формированием личной заинтересованности обучаемых в достижении поставленных перед ними целей. Это связано с тем, что А.Н. Леонтьев называет «личностным смыслом».
Читать полностью »
Автор: Юлия ВАУЛИНА | Рубрика: НОВЫЕ УМК, РАБОТАЕМ ПО НОВЫМ СТАНДАРТАМ
Понедельник 2 декабря 2013
Федеральные государственные образовательные стандарты по-новому расставили акценты на цели и задачи образовательного процесса в школе. На первый план выходят воспитание и развитие личности школьника, в частности в плане формирования метапредметных умений. Однако предметные результаты не менее важны для развития личности учащегося.


настроение: сосредоточенное
ключевые слова: предметные умения, языковая компетенция, лексический запас, принцип повторяемости, речевая ситуация, лингвистические знания, мeжкyльтурная коммуникация, Spotlight
город: Москва
Если говорить об обучении иностранному языку, то здесь как раз открываются широкие возможности для реализации поставленных целей, так как обучение и воспитание неразрывны в процессе формирования иноязычной компетенции. Изучение иностранного языка дает возможность проводить сопоставления, аналогии, анализ культурных различий и сходства, что позволяет воспитывать личность, патриота своей страны.
Среди составляющих иноязычной коммуникативной компетенции немаловажную роль играет языковая компетенция. Без владения определенными языковыми средствами невозможна коммуникация. И конечно, лексика в системе языковых средств является важнейшим компонентом речевой деятельности: чтения и говорения, аудирования и письма. Именно поэтому работа с лексикой занимает особо важное место на каждом уроке иностранного языка и формирование лексических навыков представляется одной из наиболее важных проблем обучения иностранному языку. От степени владения лексикой в первую очередь зависит содержательная сторона высказывания.
В современных УМК реализуется тенденция к значительному расширению лексического запаса учащихся за счет выстраивания парадигматических и синтагматических связей предъявляемых лексических единиц, иными словами, при помощи построения вертикали лексической единицы (синонимы, антонимы, тематические группы) и горизонтали (различные словосочетания, включения в разнообразные контексты и т.д.).
Читать полностью »