Автор: Маргарита СЕЛИВАНОВА | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ
Вторник 11 декабря 2012
В международном исследовании образовательных достижений учащихся PISA, которое с 2000 года трижды проходило более чем в 30 странах мира, российские школьники ни разу не поднялась выше 27-го места. Это свидетельствует об очень низком уровне их компетентности, не означая, однако, что наши школьники мало знают или что их плохо учат. Знаний у них достаточно, и учат их по-прежнему в большинстве случаев хорошо. Но учат не совсем тому, что необходимо современному человеку.


настроение: деятельностное
ключевые слова: метод проектов, социальная успешность, конкурентоспособность, критическое мышление, краткосрочный проект, практико-ориентированный тип проекта
город: Анжеро-Судженск, Кемеровская обл.
Российская система образования наполняет головы учащихся большим количеством информации. А вот умению самостоятельно выявлять проблему, находить способы ее решения, применять на практике полученные теоретические знания не учат. Конкурентоспособность на рынке труда зависит от активности человека, гибкости его мышления, способности к совершенствованию своих знаний и опыта. Умение успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру является основой социальной успешности — вот чему должна учить наша система образования.
Поэтому вполне понятен интерес к деятельностным технологиям обучения, в частности, к проектной деятельности.
Читать полностью »
Автор: Редакция | Рубрика: РАБОТАЕМ ПО НОВЫМ СТАНДАРТАМ
Среда 5 декабря 2012
Опубликовано в печатной версии журнала. Вып. № 6.
В рамках Года Германии в России и всероссийской образовательной инициативы «Учи немецкий! Lern’ Deutsch!» в Москве 17 и 18 ноября 2012 года состоялся Первый всероссийский Форум учителей и преподавателей немецкого языка. Мероприятие было организовано Гёте-Институтом совместно с Министерством образования и науки РФ, а также шестью немецкими издательствами и организациями, представленными в России.


Из выступления министра образования и науки Дмитрия Ливанова на Форуме российских учителей и преподавателей немецкого языка
17 ноября 2012 года
Сегодня очень важное и значимое событие — первый Форум учителей и преподавателей немецкого языка в России. Вы, безусловно, знаете, что этот форум проходит в рамках Года России в Германии и Германии в России. Нам очень важно использовать возможности для общения, которые открываются в этой связи, чтобы наши связи, контакты между людьми любого возраста, начиная со школьников и заканчивая пенсионерами, укреплялись. Я думаю, что знание иностранного языка делает человека успешней, в чёмто способней. В этом смысле для нас крайне важно, чтобы наша школа использовала те возможности, которые сегодня открываются для изучения иностранных языков.
Принципиально важно, чтобы мы давали нашим детям возможность использовать при изучении языков самые современные технологии. Главный смысл изучения иностранных языков состоит в том, что человек приобщается к новым культурам, расширяется его кругозор, появляются новые друзья. И самое главное — он действительно становится человеком с новым набором возможностей, что является основанием для его личностного успеха. Сегодня в России более 14 000 школ, в которых изучается немецкий язык, более 19 000 учителей, педагогов, которые преподают немецкий язык, и более 1 300 000 школьников, которые его изучают.
Читать полностью »
Автор: Коллектив АВТОРОВ | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ
Вторник 4 декабря 2012
В нашей школе в 2009 году появилось новое направление работы — международное и межрегиональное сотрудничество. В рамках международного сотрудничества между российскими и израильскими учащимися был разработан проект под названием «Маленький посол большого мира». Дети общаются при помощи компьютерной системы «Скайп».




настроение: добросердечное
ключевые слова: дружба, урок-телемост, праздники народов мира, повышение мотивации, скайп, взаимосотрудничество, природа, экология
город: Москва
Наталья Ольга
КОЛОСОВА КОМАРЕВЦЕВА
Осуществление проекта дало нам понять, насколько он был важен для всех нас. В первую очередь, это повышение качества урока. С помощью проекта удается проводить уроки нестандартной формы, уроки-телемосты, а это, в свою очередь, повышает качество урока, развивает творческую деятельность учеников, способствует развитию мотивации к изучению предмета, повышает уровень разговорного английского языка в реальных условиях общения. Кроме того, это повышение общекультурного уровня детей, так как дает возможность подробно ознакомиться с историей, культурой и традициями другой страны.
Международные уроки — это и прекрасная возможность обмена творческим опытом между учителями. Интерактивный урок позволяет учителям обеих сторон проанализировать и осмыслить свои профессиональные действия и действия учеников.
И конечно, нельзя не отметить, что урок на международном уровне создает возможность взаимного обогащения и взаимопроникновения культур.
«Мы все — дети мира!» — мира добра и творчества,
в котором действительно должны жить все дети, чтобы частицу его сохранить и перенести во взрослую жизнь.
Под таким девизом создавался проект «Маленький посол большого мира», задачей которого стало научить школьников понимать, что от взаимоотношений людей, от умения их сотрудничать друг с другом зависит будущее каждого народа и всей планеты в целом.
Читать полностью »
Автор: Лариса ХИЖНЯКОВА | Рубрика: ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
Понедельник 3 декабря 2012
Изучение иностранного языка на ступени основного общего образования направлено на развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих — речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной. Учитель должен выбрать необходимые методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество, а также активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения. Для оптимизации учебного процесса мы используем различные технологии, но мне хочется остановиться на применении информационных технологий при обучении английскому языку.


настроение: оптимизационное
ключевые слова: интерактивная доска, программное обеспечение, SMART NOTEBOOK, деятельностный подход,
мотивация на успешность
город: Ростов-на-Дону
Как показывает практика, именно применение образовательных компьютерных технологий на уроках английского языка является основным признаком положительных результатов творческой деятельности, что влечет за собой повышение мотивации обучающихся.
Цель: исследование и выявление эффективности применения интерактивной доски и программного обеспечения SMART NOTEBOOK в обучении английскому языку.
Задачи:
- систематизировать теоретический и практический опыт использования интерактивной доски и программного обеспечения SMART NOTEBOOK в обучении английскому языку;
- показать возможности интерактивной доски и программного обеспечения SMART NOTEBOOK на уроках английского языка.
В условиях поиска более современных форм и методов работы с целью повышения уровня образования повысился интерес к интерактивным технологиям, использование которых способствует эффективности усвоения учебного материала. Одним из актуальных нововведений стало активное использование интерактивной доски как средства повышения интенсификация процесса обучения за счет интерактивности, наглядности и динамичности подачи материала.
Использование интерактивной доски является эффективным средством вовлечения обучающихся в активный процесс познания на основе использования интерактивных способов обучения, что позволяет создать условия, способствующие формированию и развитию различных компетенций обучаемых.
Читать полностью »
Автор: Михаил ВАСИЛЬЕВ | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ, НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК: ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ
Среда 28 ноября 2012
Хотелось бы поделиться с коллегами-преподавателями накопленным опытом в области использования элементов ролевых игр на уроках немецкого языка в начальной школе. Данная методика очень удобна для закрепления и повторения изученного лексического материала, вносит разнообразие в ход учебного процесса и способствует росту активности учащихся на уроках.


настроение: практическое
ключевые слова: немецкий язык, начальная школа, ролевые игры, лексика
город: Химки, Московская обл.
Работа с лексическим материалом является важной составляющей процесса изучения иностранного языка. Всем известно, что как правило этот вид деятельности подразумевает постоянное общение на уроке, беседу, вовлечение учащихся в диалоги по схеме «учитель — ученик» или «ученик — ученик». Для начального этапа изучения языка общение на уроке всегда сводится к обмену уже полученной информацией, так как наша главная цель — закрепление изученных лексических единиц. Рациональным в данном случае выглядит использование игровых технологий, ведь игра — естественный для младших школьников вид деятельности.
Ролевая игра важна и нужна уже на самом раннем этапе изучения языка, поэтому отдельные элементы этой методики могут весьма продуктивно использоваться на уроках в начальной школе. Помимо прочего, таким образом мы еще готовим учащихся к тому, что в старших классах ролевые игры станут нормой и будут использоваться на уроках постоянно.
Конечно, настоящая ролевая игра — это сложная схема с распределением ролей, большим полем для импровизации. Представить все это в начальной школе нереально, но использовать в работе подход ролевой игры возможно, и это дает хороший результат.
Приведу несколько примеров из практики.
Читать полностью »
Автор: Ирина РОМАШЕНКОВА | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ
Вторник 27 ноября 2012
Одна из задач обучения иностранным языкам заключается в том, чтобы научить носителя образа мира одной социально-культурной общности понимать носителя иного языкового образа мира. При этом важно, чтобы учащиеся могли распознавать и интерпретировать мотивы и установки личности, принадлежащей чужой общности, где действует иная система ценностей. Реализовать эту задачу в процессе обучения иностранному языку значит сформировать у учащихся лингвострановедческую компетенцию.


настроение: познавательное
ключевые слова: лингвострановедческая компетенция, домашнее чтение,
фоновая лексика, безэквивалентная
лексика, реалии
город: Санкт-Петербург
Под лингвострановедческой компетенцией понимается целостная система представлений о национальных обычаях, традициях и реалиях страны изучаемого языка, позволяющая извлекать из лексики этого языка примерно ту же информацию, что и его носителями, и добиваться тем самым полноценной коммуникации[4].
Без знаний безэквивалентной лексики, единиц с национально-культурным компонентом учащиеся не способны осуществлять межкультурную коммуникацию, не смогут проникнуть в «дух» изучаемого языка, в «плоть» культуры другого народа[3].
Именно безэквивалентная лексика, реалии в наиболее яркой образной форме выражают дух народа, его менталитет, закрепляют культурно-исторический опыт познания мира в виде образных устойчивых оборотов, оценивающих явления и предметы, действия и их состояния[2].
Обучение иностранным языкам в контексте диалога культур является мощным фактором развития вторичной языковой личности учащихся. В процессе приобщения к чужой культуре в контексте диалога культур учащийся опирается на познавательные средства своей культуры, привлекаемые для осознания средств чужой культуры, на новые знания о чужой культуре, сформированные в процессе ее познания[1].
Домашнее чтение — один из важнейших аспектов обучения иностранному языку, благодаря которому учащиеся приобщаются к культуре страны изучаемого языка и всего мира, включая их в мир общечеловеческих, нравственно-эстетических ценностей.
Читать полностью »
Автор: Ольга БАРАНОВА | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ
Понедельник 26 ноября 2012
Как без принуждения заставить ребенка трудиться на уроке, как разбудить его активность, желание работать совместно с учителем, следить за ходом урока? Вот вопрос, который постоянно заставляет учителя искать новые неожиданные приемы подачи материала и организации работы по его освоению в речи. Самым важным и ответственным моментом является погружение учащихся в урок.


настроение: стимулирующее
ключевые слова: психологический компонент, творческая импровизация, гибкость мышления, творческое воображение, результативность обучения
город: р.п. Башмаково, Пензенская обл.
Считается, что ведущим аспектом урока является методический аспект. Не поспоришь. Но не следует забывать о другом компоненте урока, психологическом, который является не менее важным. Часто именно этот компонент оказывается ведущим, и эмоциональный тон урока определяет результат обучения. Без учета психологического аспекта самые эффективные методы и приемы не дают желаемых результатов.
Иногда случается так, что в первый момент урока учащиеся не хотят работать, особенно это заметно в старших классах. Причины могут быть разными: ослабла мотивация, неинтересен учитель, предыдущий урок был рецептивного характера, проявляют себя возрастные особенности старшего школьника и другие.
Приходится проявлять много выдумки и изобретательности, чтобы начало урока было интересным.
Одним из удачных приемов является юмористический текст, шутка.
Не зря психологи считают, что учитель иностранного языка непременно должен обладать чувством доброго юмора. Под чувством юмора понимают такую речевую и физиономическую способность учителя, которая вызывает у учащихся смех, улыбку, положительные эмоции и служит в конечном счете для улучшения психологического климата урока.
Читать полностью »
Автор: Надежда БУРМИСТРОВА | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ
Пятница 23 ноября 2012
Современный быстро меняющийся мир требует глобальных преобразований во всех сферах общества, в том числе в образовательной среде. Выпускник новой школы должен уметь успешно адаптироваться к условиям XXI века. Ныне, вслед за стандартами первого поколения (2004 г.), вышли новые стандарты — 2012 года. Они требуют изменений не только в методике преподавания предметов, но и в системе контроля и оценки знаний учащихся, а также в самом сознании и мышлении учителей. Актуальность данной темы сложно переоценить: новая система контроля и качества способствуют реализации практической цели обучения иностранному языку.


настроение: ответственное
ключевые слова: детское портфолио, контроль предметных умений и навыков, новая система оценивания, формирование метапредметных умений, методика составления портфолио
город: Москва
Чтобы работа учителя в новых условиях оставалась успешной и соответствовала новым требованиям, ему приходится меняться самому и менять методику своего преподавания. Качественное образование предполагает не только получение общих и специальных знаний, но также личностное развитие ребенка. Школа должна воспитывать свободную личность, человека, который реально оценивает свои возможности, всегда стремится к большему и несет ответственность за свои поступки. Каждый учащийся должен чувствовать, что он не просто учебная единица в огромной школе, он уникален и неповторим.
На сегодняшний день проблема заключается в отсутствии эффективной системы контроля, который бы удовлетворял требованиям современного общества в целом и самой личности учащегося в частности. Существующая система является крайне формальной и однообразной, это простой математический набор отметок, зачастую не отображающий реальные знания ребенка и не демонстрирующий прогресс в усвоении учебного материала и тем более его развития. Роль обычного стандартного, формального контроля в системе школьного образования сильно переоценена, чаще всего она становится самоцелью на уроке. Учитель становится очень субъективным при оценивании учащихся. Таким образом, актуальность данной темы сложно переоценить: новая система контроля и качества способствует реализации нового системного подхода к изучению иностранного языка.
Целью работы является:
- обосновать то, что портфолио ученика по английскому языку является одним из эффективных вариантов системы контроля качества;
- повысить интерес к изучению иностранного языка;
- формировать предметные и метапредметные умения и навыки;
- создать такие условия, при которых возрастёт положительное влияние контроля на мотивацию учащихся к изучению предмета;
- разработать методику составления портфолио учащегося на иностранном языке.
Объектом исследования является процесс обучения иностранному языку в 8–11 классах общеобразовательной школы.
Предметом исследования является система контроля и оценки иностранного языка в средней школе.
Читать полностью »
Автор: Мария ГЛЕБОВА | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ
Вторник 13 ноября 2012
У значительного числа современных школьников отмечается нежелание учиться, низкий уровень развития познавательных интересов. Главная задача педагога в этих условиях заключается в поиске более эффективных форм, моделей, способов и условий обучения. На первый план выходит проблема активизации деятельности учащихся в процессе обучения, а проектно-исследовательская деятельность рассматривается в основном как средство и метод его активизации и оптимизации.


настроение: познавательное
ключевые слова: развитие умений поисково-исследовательской работы, развитие самоконтроля, развитие творческих способностей, активизация деятельности учащихся, проектное обучение, совершенствование навыков говорения, два блока: ознакомительный и практический
город: Новокузнецк
Проектно-исследовательская деятельность школьников — это эффективный инструмент развития их творческих способностей, умений и навыков, повышения их мотивации к изучению преподаваемых наук, межпредметной поддержки курсов целого ряда школьных дисциплин.
Актуальность раскрываемой нами проблемы заключается в том, что самостоятельная исследовательская деятельность учащихся способствует ускорению личностно ориентированного обучения, которое осуществляется через самореализацию и повышение личностного статуса учащегося.
Проектно-исследовательская деятельность — это образовательная работа, предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования, а также таких элементов, как практическая методика исследования выбранного явления, собственный экспериментальный материал, анализ собственных данных и вытекающие из него выводы.
Ориентируясь на цели и задачи, стоящие перед учителем иностранного языка и зная потребности учащихся, мы пришли к выводу о том, что в развитии интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет у них созерцательный интерес к предмету, который не будет познавательным интересом. Для того чтобы учащиеся активно участвовали в научно-исследовательской работе, необходимо «разбудить» желание, сформировать исследовательскую мотивацию, учащиеся должны захотеть решать задачи, получать и передавать информацию, работать с литературными и информационными источниками, дискутировать и выступать с докладами, уметь слушать себя и других. На наш взгляд, метод проектов позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению.
Читать полностью »
Автор: Анна РОМАНЕЦ | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ
Понедельник 12 ноября 2012
В настоящее время обучение школьников иностранному языку направлено на формирование и развитие личности, способной и желающей участвовать в общении на английском языке. Очевидно, что достижение этой цели становится возможным, если созданы мотивы и условия, в которых учащиеся могут проявлять познавательную активность и испытывать желание реально пользоваться приобретенными знаниями и сформированными речевыми навыками и умениями.

настроение: рабочее
ключевые слова: обучение в сотрудничестве, групповое обучение, коммуникативная компетенция, парная работа
город: Москва
Многие современные учебники содержат информативный и познавательный материал, который ориентирован на развитие активности школьников, вовлечение их в групповое обсуждение представленных в учебниках проблем, а также вовлечение их в творческую деятельность.
Мною был проведен анализ УМК по английскому языку, рекомендованный Министерством образования Российской Федерации к использованию в общеобразовательных средних школах, и определено место приема группового общения в этом пособии.
Учебно-методический комплект “English 10-11” создан авторским коллективом под руководством профессора В.П. Кузовлева на основе концепции коммуникативного обучения иноязычной культуре. Курс представляет собой законченную систему обучения английскому языку, отвечающую новой стратегии языкового образования. Отличительными особенностями этой серии комплектов, созданных совместно с зарубежными специалистами-носителями языка, является то, что на первый план выдвигаются познавательный и развивающий аспекты обучения языку, что обеспечивает индивидуализацию обучения, реализует комплексный и социокультурный подходы к обучению, развивает навыки самоконтроля и самооценки.
Читать полностью »