Автор: Редакция | Рубрика: МАСТЕРСКАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Вторник 6 марта 2012

В первый день весны завершился организованный Издательством «Просвещение» Всероссийский семинар по иностранным языкам «Стратегии инновационного развития образовательной области «Иностранный язык»: требования ФГОС и пути их реализации на разных этапах обучения». Такая вот серьезная, актуальная тема. Участники — региональные методисты по иностранным языкам, заместители директоров школ по ИЯ, руководители методических объединений разного уровня и самые главные — «просто учителя». Представительство — 89 точек на карте нашей огромной России (от Южно-Сахалинска до Калининграда, от Архангельска до Сочи), нашей любимой родины, истомившейся в формализме «обновлений», «модернизаций», «перестроек»…
Плотный график, напряженные ритмы, буйство идей и подходов. И при
этом — праздник мысли: коллективной и индивидуальной рефлексии, профессионального общения, обмена находками и новые направления поиска… Праздник — значит эмоциональный подъём. Именно это состояние ощущалось — то в полной тишине напряженно думающего зала, то
в рабочем шуме спонтанного обсуждения особенно зацепившей мысли или факта. И того, и другого было предостаточно: с открывшего семинар выступления А.М. Кондакова, д.п.н., член-корреспондента РАО, генерального директора ОАО «Издательство «Просвещение», до самого конца. Семинар Н.Л. Галеевой, к.б.н., профессора МПГУ по теме «Компетентностно-деятельностный подход в профессиональном развитии учителя» с высоким интересом участники семинара слушали уже буквально сидя на чемоданах.
Читать полностью »
Автор: Маргарита ЛЕОНТЬЕВА | Рубрика: РАБОТАЕМ ПО НОВЫМ СТАНДАРТАМ
Понедельник 5 марта 2012
Для системы образования и школы понятие «программа» очень разностороннее и многоликое. Специалисты разрабатывают программы развития образования региона, программы развития школы, учебные программы, основные образовательные программы, программы воспитательной работы, авторские программы, рабочие программы… Сегодня мы остановимся на тех программах, которые конституированы либо законом «Об образовании», либо Федеральным государственным образовательным стандартом. С ними знакомит нас советник генерального директора издательства «Просвещение» Маргарита ЛЕОНТЬЕВА.

настроение: уверенность
ключевые слова: основные образовательные программы, рабочие программы, структура, требования, особенности
город: Москва
ПРОГРАММЫ ПО УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ, КУРСАМ
Начнём с программ по учебным предметам, курсам, которые ближе всего учителю и школе. В федеральных государственных стандартах начального и основного общего образования чётко определена структура программ по учебным предметам.
Программы по учебным предметам должны включать:
1) пояснительную записку, где описан вклад учебного предмета в общее образование ребенка;
2) общую характеристику учебного предмета, курса (его структура, особенности, как отражается фундаментальное ядро в курсе);
3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане (в каком объёме, в каких классах
и за какое учебное время программа может быть реализована);
4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса;
5) содержание учебного предмета, курса;
6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности школьника;
7) описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Читать полностью »
Автор: Маргарита ЧУРКИНА | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ
Пятница 2 марта 2012
Воспитание толерантности и согласия должно стать одной из ведущих образовательных задач наступившего века. Ещё Б.Шоу сказал: «Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди». Содержание курса английского языка даёт школьнику возможность усвоить основные понятия и категории поликультурного образования: самобытность, культурная традиция, межкультурная коммуникация, культура мира, толерантность.


настроение: общительное
ключевые слова: поликультурное образование, межкультурная коммуникация, диалог культур, коммуникативная толерантность, ценностные ориентации личности, воспитательный потенциал
город: Саратов
На современном этапе основной акцент в обучении иностранному языку делается на включение школьников в диалог культур. Иностранный язык является предметом, где образная система напрямую воздействует на ценностные ориентации личности, дает множество возможностей для обращения к проблеме толерантности. Но необходимо строить учебный процесс так, чтобы дети увидели всё разнообразие существующего мира, стали принимать его многогранность и не бояться быть отличными от других. «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а напротив, одаряю», — сказал Антуан де Сент-Экзюпери.
Тема толерантности является ведущей в тематике общения на всех ступенях обучения, в частности, в УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.Н. «Английский в фокусе» и Биболетовой М.З. «Английский с удовольствием»: как научиться понимать друг друга; национальный костюм, жесты; английская сказка «Король и сыр» об умении находить общий язык с друзьями; традиции англоговорящих стран; деятели мировой культуры; школьная жизнь зарубежных сверстников; межличностные конфликты и их решение на примере отрывков из произведений художественной литературы и др.
Читать полностью »
Автор: Ольга НАДТОЧИЙ | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ
Вторник 28 февраля 2012

От редакции:
И последний материал по теме «Использование ИКТ для повышения эффективности обучения ИЯ» МО учителей иностранного языка ГОУ СОШ № 1241 Москвы. Учитель английского языка О.В. Надточий предлагает систему упражнений по произношению отдельных звуков, целых слов, по овладению интонационными фонетическими навыками и дает рекомендации по работе с мультимедийными пособиями.


настроение: сосредоточенное
ключевые слова: произношение, фонетические диктанты, транскрипция, лексическая единица, мультимедиа, видеоресурс, «говорящий» словарь, отработка навыков, раздаточный материал
Раздел I. Упражнения для обучения произношению отдельных звуков
1. Фонетические диктанты (используются раздаточные материалы
в текстовом формате, проекция задания на доску/экран или компьютерная презентация).
a) Вариант 1 (упражнение для тренировки оппозиций: краткий-долгий гласный, θ-s, ð-z, æ-e, глухой-звонкий согласный, открытый-закрытый слоги)

b) Вариант 2 (упражнение для тренировки оппозиций: краткий-долгий гласный, θ-s, ð-z, æ-e, глухой-звонкий согласный, открытый-закрытый слоги)

Читать полностью »
Автор: Влада СОНГАЙЛЕНЕ | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ
Понедельник 27 февраля 2012
От редакции:
Продолжаем публикацию материалов МО учителей иностранного языка ГОУ СОШ № 1241 Москвы. В рамках сквозной темы, над которой работает школьное МО «Использование ИКТ для повышения эффективности обучения ИЯ», учитель английского языка
В.В. Сонгайлене представляет статью о развитии технологий говорения через использование интерактивных игр
для младших школьников.


настроение: заинтересованное
ключевые слова: ИКТ,
языковое общение, устная речь,
онлайн-игры, эффективность,
раздаточный материал,
мотивация учащихся
Процесс обучения иностранному языку в коммуникативном подходе неизбежно строится на основе личностных взаимоотношений учителя с детьми. Учителю необходимо не только самому создавать комфортную атмосферу для общения, но и последовательно формировать коммуникативную культуру учащихся. Широкое использование ИКТ открывает для учителя новые возможности в преподавании иностранного языка. ИКТ становится эффективным средством, способствующим расширению кругозора учащегося как с позиций обновленного учебного материала, так
и в освоении новых способов деятельности. Специфика компьютера как средства обучения связана с такими его характеристиками, как универсальность и интерактивность. Используя компьютер, можно организовать на уроке индивидуальную, парную и групповую формы работы. Современные технологии позволяют учащимся в яркой и интересной форме овладеть основными способами общения: говорением, аудированием, чтением, письмом. Закрепление материала происходит
с использованием дисков, слайдов, видеоносителей, что способствует качественному восприятию и переработке информации.
Подробнее остановимся на вопросе обучения говорению с применением ИКТ в начальной школе. Прежде всего следует заметить, что эти уроки отличаются разнообразием форм и эффективностью — в условиях повышенного интереса учащихся к используемым приемам
и к иностранному языку в целом. Поэтому основная задача учителя иностранного языка в начальной школе — усилить мотивацию учащихся
к языковому общению, к устной речевой деятельности. Процесс создания
и получения сообщения в звуковой форме, то есть говорение и аудирование, требует развития фонетических умений и навыков аудирования. И в этом технологии ИКТ существенно облегчают работу учителя.
Читать полностью »
Автор: Михаил ВАСИЛЬЕВ | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ, НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК: ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ
Понедельник 27 февраля 2012
Преподавание иностранного языка неизменно опирается на социокультурную составляющую. На этом уроке чаще, чем на любом другом, перед учителем встает задача: познакомить детей с другими странами и их культурой. Автор статьи делится опытом решения такой проблемы на уроках немецкого языка в начальной школе.


настроение: познавательное
ключевые слова: страноведение, немецкий язык, начальная школа, языковой портфель, достопримечательности Германии
город: Химки, Московская обл.
За годы работы преподавателем иностранного языка я неоднократно убеждался на практике, с каким неподдельным интересом ученики работают с материалами страноведческого характера. «Изучая язык, мы изучаем страну, где на нем говорят», — это аксиома, которую не стоит лишний раз пытаться подтвердить, а для меня это еще один из основополагающих принципов в подходе к преподаванию немецкого языка. Хотелось бы поделиться опытом преподавания страноведения на уроках
в начальной школе.
Современные УМК содержат широкий спектр информации о странах изучаемого языка: от географических особенностей и политического устройства до текстов о достопримечательностях, праздниках и традициях. Работа с этим материалом помимо традиционных для нас учебных целей способствует решению таких важных задач, стоящих перед школой, как расширение кругозора учеников и формирование культурологической компетенции. Однако надо оговориться, часто только в старшей школе учебники немецкого языка могут похвастаться наличием хорошего страноведческого компонента. К тому же, работая в старших классах, мы можем использовать помимо учебников многочисленные дополнительные материалы, рекомендовать ученикам разнообразные интернет-ресурсы соответствующего характера. Несколько лет назад я начал вести уроки немецкого языка в начальной школе и столкнулся с проблемой нехватки страноведческой информации, рассчитанной на учащихся младших классов.
Читать полностью »
Автор: Анастасия ПАРШИКОВА | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ
Воскресенье 26 февраля 2012
От редакции:
На страницах нашего журнала мы уже размещали серию материалов, принадлежащих учителям одного методического объединения. Осмысление своей педагогической практики, своего целенаправленного развития, осознание того, какой личный вклад вношу я, учитель, в решение общих задач и проблем, стоящих перед коллективом, коллективное обсуждение нового опыта, освоение новых технологий, форм, подходов из опыта коллег – одним из звеньев этой большой работы является статья в журнал. Методическое объединение учителей английского языка ГОУ СОШ № 1241 Москвы работает над темой — «Использование ИКТ для повышения эффективности обучения ИЯ». Публикацию материалов школьного МО открывает статья А.Н. Паршиковой, заместителя директора школы по ИЯ.


настроение: рабочее
ключевые слова: лексика, начальный этап, ИКТ, flashcards, интернет-ресурс, тематические карточки, раздаточный материал, семантизация, самоподготовка, контроль знаний
Одним из аспектов языка, который в овладении иностранным языком играет важнейшую роль, является изучение лексики. Безусловно, обучение лексике на каждом возрастном этапе имеет свою специфику. Информационные технологии, прочно вошедшие в нашу жизнь как на бытовом, так и на профессиональном уровне, делают работу над лексикой более эффективной, интересной и привлекательной. Стоит отметить, что использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) возможно на любом этапе освоения лексики — семантизации, активизации, инвентаризации. Кроме того, ИКТ позволяют нам найти соответствующие ресурсы для любой возрастной группы. В свою очередь, вариативность предлагаемых решений позволяет успешно адаптировать найденную информацию как под возраст учащихся, так и под определенный уровень владения ими иностранным языком.
Обучение лексике на начальном этапе
На начальном этапе обучения иностранному языку идет период первоначального накопления лексики. Принимая во внимание психофизические особенности младшей возрастной группы, стоит отметить, что большим подспорьем на этом этапе может и должна служить наглядность. Кроме того, не обойтись и без игрового компонента, который не только вызывает неподдельный энтузиазм, но и способствует повышению мотивации.
Читать полностью »
Автор: Инна МАКОВЛЕВА | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ
Понедельник 20 февраля 2012

Компьютер давно и прочно вошел в мою жизнь. Я использую его каждый день с разными целями. Для общения с родными и друзьями по Skype или в социальных сетях, по email или в блогах. С единомышленниками, коллегами по работе — преподавателями английского языка или с мамочками, занимающимися развитием своих детей, обмениваюсь мыслями и идеями на различных форумах и посредством участия в тематических вебинарах.


настроение: исследовательское
ключевые слова: Интернет, tools, блог, организация информации, ресурсы
город: Москва
Для получения информации компьютер и Интернет предоставляют мне целый арсенал средств, начиная с поисковых систем (Yandex, Google), xヴぃでお сайтов с картинками и видео, блогов, и заканчивая специальными ресурсами для обмена информацией.
Все это многообразие требует какой-то упорядоченности, поэтому сегодня я хочу рассказать, как я для себя практически решила эту проблему. Речь пойдет о так называемых Organizing Tools (инструментарий для организованного хранения и использования информации). В моем блоге «Technologies in the Classroom» эти инструменты выведены под тегом «Clutter-Free Classroom», так как я использую их и в своей профессиональной деятельности — учителя английского языка.
Читать полностью »
Автор: Татьяна КОДОЛОВА | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ
Среда 15 февраля 2012
Школьное образование в наши дни предъявляет высокие требования к здоровью учащихся. Поэтому сейчас как никогда актуальны здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе. Эмоциональный климат в школе и дома имеет громадное значение для психического и физического здоровья учеников. Общаясь, невольно «заряжаешься» оптимизмом или унынием собеседника.


настроение: продуктивное
ключевые слова: здоровьесбережение, образование, индивидуальная работа, основы здорового образа жизни, коррекции здоровья детей, предоставление ребёнку радости жизни, валеология
город: Санкт-Петербург
Здоровьесберегающие технологии в образовании — это организация учебно-воспитательного процесса таким образом, при котором достижение положительного результата в обучении осуществляется без переутомления и утраты здоровья и учащихся, и учителей. Прогнозируемая модель личности современного школьника— это духовно, нравственно и физически здоровая личность, образованная, творческая, адаптированная к условиям нестабильного социума.
Сохранение здоровья школьников начинается с расписания уроков. При его составлении учитывается, что оптимальное восприятие учебного материала происходит на вторых-четвёртых уроках. Поэтому, используя элементы технологии В.Ф. Шаталова, которая служит здоровьесбережению, на последних уроках можно добиваться внимания и сосредоточенности учащихся, применяя работу в парах, «вертушках», используя две доски, интерактивную доску и т.д. Написание писем, стихов, рассказов используется как способ разрядки эмоционального напряжения. Равным образом действует и смех, несовместимый с волнением и тревожностью и служащий средством уменьшения действия стресса. Воздействие музыки также может быть «допингом», восполняющим эмоциональную недостаточность.
Читать полностью »
Автор: Елена ЛЕВКО | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ
Четверг 9 февраля 2012
Главная задача современной теории и практики образования состоит в том, чтобы подготовить молодое поколение к эффективному сотрудничеству в рамках разнообразных социальных сообществ. Таким образом, расширение межкультурных знаний учащихся в рамках международных проектов — это не просто часть национальной программы воспитания молодого поколения, но и межнационального культурного сотрудничества.

настроение: плодотворное
ключевые слова: социальные сообщества, межкультурный диалог, страноведение, мотивация учащихся, толерантность, анализ информации, патриотизм, презентация, интерактивная конференция, проектное задание
город: Санкт-Петербург
Работа над международными проектами учит учащихся толерантности, уважению
к культуре, ценностям и верованиям других народов. Опыт участия в международной проектной деятельности должен привести к положительному диалогу сотрудничества, который может послужить значимому обмену идеями и чувствами в мультикультурном обществе.
Вовлечение учащихся в диалог о межкультурных проблемах и уважении
к различным точкам зрения готовит их к более серьезному обсуждению важных и зачастую неоднозначных тем современного мирового сообщества, даст им возможность осознать себя гражданами мира.
Расширение информационной сферы позволяет говорить о создании оптимальных условий для формирования современного мышления
у молодого поколения, готовности к ведению межкультурного диалога, развития социокультурной компетенции, совершенствования коммуникативной культуры, воспитания толерантности, патриотизма
и интернационализма, совершенствования речевых умений при освоении английского языка, развития навыков работы с ИКТ.
Читать полностью »