«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ ИЕРОГЛИФИКЕ НА УРОКАХ КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Пятница 9 сентября 2022

О необходимости разработки более эффективной методики обучения и поиска форм и методов активизации деятельности учащихся на уроке, а также повышения их интереса к изучению китайского языка свидетельствуют результаты анкетирования, проводимого мною в конце учебного года среди учащихся 4-х, 5-х,7-х и 8-х классов.

Автор: Гордиенко Марина Анатольевна

Место работы: МАОУ Школа № 14 города Благовещенска Амурской области

Должность: учитель китайского языка

Ответы школьников на вопросы анкеты таковы:

92,4% опрошенных школьников ответили, что наибольшую трудность при изучении китайского языка для них представляет процесс запоминания новых иероглифов.

На вопрос: «Каким видом деятельности тебе больше всего нравится заниматься на уроке китайского языка?» 56,3 % опрошенных выбрали из предложенного списка игровые формы обучения – игры, конкурсы, соревнования; 25,1 %  — просмотр учебных видеофильмов на китайском языке; 18,6% — участие в диспутах, дискуссиях по предложенной теме.

Все учащиеся (100 %) хотели бы, чтобы при изучении лексического и иероглифического материала учитель использовал наглядность, компьютерные презентации, видеоролики и анимации.

На основании проведенных исследований и наблюдений, мною был сделан вывод о том, что добавляя в содержание урока элементы игровой деятельности при условии их соответствия возрастным особенностям и познавательным интересам учащихся, можно значительно повысить эффективность обучения и уровень мотивации учащихся. Школьники легко и не принужденно усваивают материал, который им доступен, когда формы и приемы работы им интересны.

Одним из самых трудных аспектов при изучении китайского языка является иероглифика. В связи с этим, более тщательного анализа требует применение  на уроке китайского языка игр, способствующих формированию навыка иероглифического письма.

Причиной большинства трудностей в плане освоения иероглифической письменности является недостаточное внимание к этому аспекту языка в самом начале обучения. Последующие успехи или неудачи обучаемых в овладении китайским языком во многом зависят именно от того, как обучаемые усвоили основные графические элементы, их производные, правила начертания иероглифов и наиболее употребительные ключи [1, с. 65]. Поэтому на данном этапе мною широко применяются разнообразные настольные игры («Прятки» — отыщи иероглиф по первой черте, «Мозаика» — собери иероглиф из ключей, «Дорисуй графему», которые помогают учащимся усвоить основные принципы строения иероглифов.                Следующий прием – ассоциативный. В его основе лежит мнемотехника, т.е. способы, облегчающие  запоминание новых иероглифических единиц путем образования искусственных ассоциаций. Этот прием активизирует образную память. Суть этого метода заключается в том, что при изучении нового иероглифа  ребятам даются рисунки-схемы, отражающими его этимологию (происхождение) и  мнемонические фразы (небольшие истории), отражающие значение иероглифа). При этом у  учеников возникает зрительная и семантическая ассоциация, связанная с данным иероглифом. Ассоциации могут быть готовыми и придуманными самими школьниками. Во втором случае иероглиф запоминается легче, так как он изучается более осмысленно, ищутся связи с личным опытом, с известными явлениями [2, с. 34].

Ассоциативные рисунки-схемы, придуманные учащимися 3-х классов.

По мере усложнения изучаемого иероглифического материала перед учениками встает проблема запоминания большого количества иероглифических единиц. Для тренировки навыка написания иероглифов в 5-7 – х классах я использую следующие игры: «Домино», «Лото», «Сканворд», «Составь иероглифический кроссворд», «Лесенка» (на доске написано слово-существительное, учащиеся по очереди выходят к доске и дописываю слова – ступеньки лесенки так, чтобы получилось правильно построенное предложение). Также  с удовольствием ребята в этом возрасте играют в игру «Иероглифический марафон», когда весь класс делится на группы и каждая группа проходит этапы марафона – задания на проверку усвоения и закрепления изученных иероглифов, побеждает команда, которая быстрее всех завершит марафон, правильно выполнив все задания.

В старших классах учащиеся, как правило, уже свободно владеют навыком написания базового количества иероглифических единиц, поэтому на данном этапе основная цель – это отработка навыка письменной речи. Для этого я использую игры, в ходе которых ученикам предлагается решить определенную проблемную ситуацию из повседневной жизни. Например: вы работаете в турагентстве и вам надо как можно быстрее продать турпутевки в Китай; задание – напишите рекламу какого-либо туристического места в Китае на китайском языке; после того, как задание выполнено, учащиеся зачитывают свои рекламные листовки, а группа экспертов – путешественников выбирает лучшую, оценивая правильность написания слов, стиль написания и т.д. При изучении темы «Внешность человека» в 9-м классе ребята пишут объявления о розыске человека, описывая внешность известного актера, музыканта, политика, а затем группа экспертов – «полицейских» угадывает личность этого человека по описанию. Другой формой работы является применение игровых методов с использованием мультимедийного оборудования. В конце изучения каждой темы, например, я использую викторину «Своя игра» на лучшее знание изученного лексического и иероглифического материала.

В настоящее время большое значение для улучшения качества знаний приобретает использование проектных и исследовательских технологий. На своих уроках в 7 — 11-х классах я также активно применяю методику проектного обучения при изучении таких тем как «Географическое положение Китая», «Литература Китая», «Народности КНР». Ребята защищают свои проекты, готовят презентации, при этом в процессе работы они самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации.

Кроме того, на старшей ступени обучения учащиеся создают Интернет – проекты, которые рассчитаны на то, что для выполнения полученного задания им необходимо найти информацию в Интернете и затем представить результаты своего поиска в письменном виде. Следует отметить, что акцент здесь делается на развитие навыка письменной речи и не подходит для начального этапа обучения китайскому языку. Тема проекта может соответствовать учебной теме или быть совершенно независимой. Но в любом случае она интересна для учащихся и входит в общий контекст обучения языку. Так, например, в 9-11 — х классах ребята составляют проекты по следующим темам: «Знаменитые актеры китайского кино», «Виды китайской традиционной кухни», «Составление плана автобусной экскурсии по Китаю». Вначале предлагается тема, формируются группы, определяются временные рамки проекта и адреса в Интернете для поиска необходимой информации. Презентация материалов происходит в письменной форме. Каждая группа представляет свои разработки в виде статьи с различными фотографиями и иллюстрациями.

В процессе такой работы ученики не только изучают актуальную страноведческую информацию, но и знакомятся с огромным количеством новых иероглифов, аутентичных текстов, при этом у них возникают положительные эмоции оттого, что они понимают тексты на иностранном языке. Этот факт становится мощным стимулом для дальнейшего изучения китайского языка.

Ресурсы сети Интернет обладают огромным образовательным потенциалом. Они позволяют организовать комплексное развитие иноязычной речевой компетенции через различные виды деятельности, в том числе проектную и исследовательскую, способствуют формированию умений самостоятельно добывать знания. Для самостоятельной подготовки учащиеся используют программы и сайты на китайском языке: www.bigchina.ru, www.chinalist.ru, www.iafto.com [3].

Для закрепления полученных знаний также эффективны задания, подготовленные с использованием ресурса Arch Chinese [4].

Типы заданий, используемые на уроках:

  1. Разбирая с учениками это задание, необходимо обращать их внимание на название пропущенной черты, направление её написания, а также на значения отдельных иероглифов. Это задание можно выполнять и на онлайн-уроке.
  1. Здесь делается акцент на значениях пропущенных графем, и, если это иероглифы-идеограммы, на том, как соотносится значение отдельных графем и иероглифа в целом.
  1. Это задание можно предлагать ученикам перед классическим прописыванием иероглифов, так как оно заостряет внимание учеников на структуре иероглифических знаков.

Для самостоятельной работы дома в качестве домашнего задания или задания на каникулы, можно предложить учащимся разнообразные игровые приложения.

Таким образом, игровые формы и методы, а также активное использование интернет-ресурсов помогают построить процесс обучения иероглифике так, чтобы трудности, обусловленные специфическими свойствами китайской иероглифической системы письма, не препятствовали формированию устойчивого мотивационного компонента у учащихся.


Литература:

  1. Масловец О.А. Методика обучения китайскому языку. Учебное пособие. – Бл.: Издательство БГПУ, 2012. – 187 с.
  2. Славин Р. К. Мнемотехника. Способы запоминания информации и приёмы тренировки памяти. – М.: Издательство Муравей, 2017. – 420 с.
  3.  http://mirkitaya.ru/kitayskiy — Всё о Китае и китайских иероглифах

   4.  https://www.archchinese.com

Комментарии закрыты.