ОПЯТЬ ДИКТАНТ?!
Автор: Коллектив АВТОРОВ | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ Вторник 24 января 2023Методический банк: проведение диктантов в 5 классе
на уроках английского языка (УМК «Английский в фокусе»)
Данная работа представляет собой методический банк лексических единиц по учебному предмету «Английский язык» и соответствует содержанию УМК «Английский в фокусе» для обучающихся 5 класса. Материал отобран и организован для проведения экспресс-диктантов, а также других видов диктантов и форм работы с целью обучения и/или контроля базовой лексики четвертого года обучения.
Автор: Космина Елена Алексеевна
Место работы: МБОУ «Многопрофильный лицей №1 г. Донецка»
Должность: учитель английского языка
Автор: Калашникова Александра Николаевна
Место работы: МБОУ «Многопрофильный лицей №1 г. Донецка»
Должность: учитель английского языка
ОПЯТЬ ДИКТАНТ?! Скажут все – и ученики, и родители, и учителя.
Насколько актуальна эта форма работы на уроке сегодня? Многие родители скажут: главное, чтобы мой ребенок умел общаться на иностранном языке. А учитель напомнит про ЕГЭ и конкретно про письменную часть этого экзамена, от которого, возможно, будет зависеть будущее выпускника.
Как океан состоит из капель воды, так и итоговый текст выпускника состоит из слов разной степени сложности.
Неправильно написанное слово в бланке ответов означает отсутствие балла, даже если грамматическая или словообразовательная формула была применена правильно, а наличие более 4 орфографических ошибок в письменной части экзамена лишают экзаменуемых сразу 2 баллов.
А что по этому поводу нам говорит наша нормативная и учебно-методическая база?
Государственный образовательный стандарт основного среднего образования регулирует требования к результатам освоения программы основного общего образования. Умения, о которых идет речь в представленном пособии, относятся к предметным результатам освоения программы основного общего образования по учебному предмету «Иностранный язык». Предметные результаты по учебному предмету «Иностранный (английский) язык» ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях, должны отражать сформированность иноязычной коммуникативной компетенции на допороговом уровне в совокупности её составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, метапредметной (учебно-познавательной). По завершению курса 5 класса (4-ый год обучения) обучающиеся должны владеть основными видами речевой деятельности, среди которых и развитие умений письменной речи на базе умений, сформированных в начальной школе; правильное написание изученных слов; правильное использование знаков препинания.
Чтобы писать короткие поздравления с праздниками; заполнять анкеты и формуляры, сообщая о себе основные сведения, в соответствии с нормами, принятыми в стране/странах изучаемого языка; писать электронное сообщение личного характера, соблюдая речевой этикет, принятый в стране/странах изучаемого языка (объём сообщения – до 60 слов) необходимо владеть орфографическими навыками. А именно — правильно писать изученные слова.
Письмо является продуктивным навыком, который заключается в умении выражать свои мысли письменно. Письмо несправедливо считается менее важным навыком по сравнению с говорением, чтением, или аудированием.
При обучении иностранному языку письмо помогает закрепить усвоенный материал: новые слова, устойчивые выражения, грамматику. Не стоит недооценивать важность умения излагать свои мысли в письме: эти навыки тоже пригодятся, и не только в повседневной жизни, но и в последующей профессиональной деятельности. Письменный английский намного сложнее разговорного, более того, он намного сложнее любого другого языка. Сложность – даже не в грамматике, а в самих правилах письма. Ведь большинство слов вообще не согласуются ни с какими правилами, поэтому их приходится просто заучивать на память. Помогут ли в этом словарные диктанты на уроках? Для этого нужно разобраться, что собой сегодня представляет такая форма работы.
Диктант — это форма контроля или средство обучения?
Всем доступная Википедия определяет «диктант» (лат. Dicto «диктовать» от dicere «говорить») как вид обучения правильному письму для закрепления навыков и проверки знаний учащихся, при изучении какого-либо языка. При этом преподаватель медленно читает (говорит), а ученик записывает его слова по слуху. Используется при обучении правописанию и расстановке знаков препинания.
Различают обучающие и контрольные диктанты. Обучающий диктант может быть предупредительным, комментированным или объяснительным. Во время предупредительного диктанта орфограммы и знаки препинания объясняются перед записью текста, во время комментированного диктанта — по ходу записи, при объяснительном — после.
Виды диктантов по целям работы:
- тренировочный диктант: цель — научить,
- предупредительный диктант: цель — помочь учащимся обнаружить слабые места перед контрольной работой,
- контрольный диктант: цель — проверка знаний и навыков для оценки.
Виды диктантов по материалу:
- словарный,
- диктант из предложений,
- текстовый.
- Виды диктантов по формам работы:
- списывание (самодиктант),
- зрительный диктант,
- диктант с предъявлением слов,
- диктант с орфографическим чтением,
- объяснительный диктант,
- творческий диктант,
- диктант после самостоятельной проработки нескольких текстов,
- диктант после объяснения всех орфограмм и пунктограмм с учителем,
- диктант с дополнительным заданием,
- классический диктант
- и модный на сегодня – тотальный (общенациональный).
УМК «Английский в фокусе», с которым мы работаем, отвечает требованиям федерального компонента Государственного стандарта начального, основного и среднего (полного) общего образования по иностранным языкам.
«Английский в фокусе» обеспечивает развитие всех четырех видов речевой деятельности (аудирование, чтение, устная речь, письмо) через разнообразные коммуникативные задания, а также систематическое повторение и закрепление ключевых лексических единиц и грамматических структур.
Третий урок каждого модуля направлен на развитие у учащихся умений письма на основе всех других видов речевой деятельности. Сначала организуется введение и закрепление соответствующих лексических конструкций, затем приводится текст образец и организуется его тщательный анализ. Во все модули включены задания на развитие умений продуктивного письма в различных формах, основанных на реальных типах и стилях письменной речи, таких, как письмо, описание, заметка, открытка, статья. Также включены задания на создание мини-проектов, исследований.
Большинство заданий на развитие умений связного продуктивного письма предполагается выполнять дома, так как они требуют значительных затрат времени. Однако подготовка к их выполнению должна неизменно планироваться как отдельный важный этап урока. Этот этап представляет собой повторение, рефлексию изученного на уроке материала, который предполагается к использованию в письменной речи, а также проработку устных вариантов связного текста — часто на основе отработанного на уроке текста-модели. Одним из начальных этапов подготовки могут быть различные диктанты, направленные на проработку в том числе правильного написания слов. Отработанные на диктанте слова на начальном этапе помогут ребятам выполнить более сложную работу на завершающем, им легче подбирать слова, и они увереннее себя чувствуют, работая над продуктивным письмом.
Ведь всем очевиден тот факт, что орфография является одним из наиболее проблемных моментов в обучении письму. Орфографические ошибки, особенно для не носителей языка, неизбежны, однако их количество можно и нужно сократить до минимума, если учесть определенные типологические группы сложностей и сформировать навыки самоконтроля и коррекции у самих учащихся. Самое главное – всегда помнить, что главная цель учителя – сформировать у учащихся, как минимум, положительную мотивацию к изучению иностранных языков. Пусть не все будут уметь и знать на 100% (с учетом всех сегодняшних трудностей и проблем), но хотя бы не будут бояться идти на урок. И если мы выбираем такую форму работы как диктант, то его форма и содержание должны соответствовать конкретной цели и возможностям обучаемых.
Научиться писать грамотно и аккуратно можно лишь при условии постоянной и упорной работы. Это – труд, требующий большого терпения, усидчивости и организованности.
Процесс овладения письменными навыками/умениями – сложный и долгий: следует знать алфавит, уметь правильно писать буквы, следовать правилам правописания. Важное значение имеют не только письменные упражнения, как на уроке, так и дома, но и другие приёмы овладения письмом. Для этой цели и создано методическое пособие, представляющее подборку экспресс-диктатов, которые возможно провести на любом этапе урока в течение 5-7 минут. Диктанты составлены из лексики модулей и предлагают, как написание слов, так и прямой/обратный перевод, завершение выражений, творческий диктант (составить Animal ABC), игровые формы квиза и т.д. Позволяют упростить и закрепить запоминание лексических единиц по темам данного учебника. Оставляют право за учителями самим выбирать форму проведения и проверки результатов. И, учитывая современные возможности дистанционного обучения, диктанты, могут стать источниками вдохновения и совершенствования, превратятся из ненавистной урочной рутины в изюминку и всегда ожидаемую часть урока английского языка.
MODULE 1
School Days
School subjects
History, Science, Geography, Information Technology, Music, Mathematics, Physical Education, English, Russian, Natural History.
School objects
Ruler, school bag, notebook, atlas, pencil case, timetable, pencil, eraser, pen, pencil sharpener.
MODULE 2
That’s me!
Plurals
Classes, lives, armies, foxes, ladies, boxes, matches, brushes, boys, wives, mice, children, knives, men, parties, women, oxen, umbrellas, scarves, mugs.
MODULE 3
My home, my castle
Countries & Nationalities
France – French
Japan – Japanese
Australia – Australian
Britain – British
the UK – British
the USA – American
New Zealand – New Zealander
China – Chinese
Canada – Canadian
Ordinal numbers
fourth first ninth fifteenth third | eleventh eighth second twentieth nineteenth | twelfth thirteenth sixth eighteenth fifth |
letter roof step tower bathroom | carpet fridge floor mirror wardrobe |
washbasin furniture false beautiful applianceletter |
Rooms
article beautiful false floor letter number price roof true step tower | статья красивый неверный этаж письмо количество цена крыша верный ступенька башня |
Furniture & Appliances
appliance carpet bookcase cooker fridge furniture mirror sink toilet wardrobe washbasin | бытовой прибор ковёр книжный шкаф плита холодильник мебель зеркало раковина туалет гардероб раковина (в ванной) |
My Bedroom
This is my room. It’s great/cool/very modern. It’s big/ small and there is a lot of furniture in it. The walls in my room are pink/ grey/ green/ light/ dark. I’ve got a sofa, a desk, a chair, a wardrobe, a bookcase and … The sofa is in the corner of the room. There is the window opposite the door. The desk is under the window. And there is a bookcase near it. There is a computer on my desk. I love my room very much. |
Prepositions
in front of in on behind under over above next to at near | впереди в на за под над над рядом у, рядом рядом, возле |
MODULE 4
Family ties
Family
father/ dad sister brother mother/ mum cousin parents | grandpa/ grandfather grandma/ grandmother uncle aunt sibling grandparents |
Adjectives
noisy cool funny clever slim | calm friendly naughty smart pretty | sweet kind caring secret patient |
Appearance
hair facial features height nose neck forehead moustache beard | lip mouth cheek ear eye chin face tooth |
Across the curriculum (Literature)
As stubborn as a mule As busy as a bee As strong as an ox As wise as an owl As playful as a kitten As slow as a snail As quiet as a mouse As proud as a peacock As gentle as a lamb |
MODULE 5
World animals
Animals
Translations
English into Russian
tortoise cow guinea pig budgie sheep rhino | черепаха корова морская свинка волнистый попугай овца носорог |
Russian into English
peacock monkey rabbit hen duck goose | павлин обезьяна кролик курица утка гусь |
Animals ABC
Ant, antelope Bear, butterfly, beaver, bee Cow, camel, crocodile Donkey, duck, dinosaur Elephant, eagle Frog, fox, flea Giraffe, goat, guinea pig Hippo, hare, hen Iguana, insect Jellyfish, jaguar Kangaroo, kitten, koala Lama, lion, leopard, lamb Monkey, mule, mouse Newt Ostrich, octopus, owl, ox Parrot, pig, peacock Quail Rabbit, rhinoceros Snake, squirrel, snail Turtle, tortoise Unicorn, Vulture Wasp, walrus X-ray fish Yak Zebra |
Opposites Long – short Thin – thick Big – small Huge – tiny Fat – slim/thin ________ Dictation Write in English: goldfish guinea pig tortoise cute sharp ________ Write in Russian all day long furry liquid mammal waste |
Match the translation:
take smbd for walks during the day What’s the matter? What’s wrong (with him)? be ill | брать кого-либо на прогулку в течение дня Что случилось? Что с ним не так? болеть |
Quiz about animals
- Where do koala live?
- in North America b) in the Middle East c) in Australia
- Which animal has got brown fur?
- the koala b) the camel c) the polar bear
- What does the word “koala” mean?
- Eucalyptus leaves b) no water c) a lot of water
- Which animal has got sharp claws for climbing?
- the koala b) the camel c) the polar bear
- The Arabian camel is from:
- the Arctic b) the Middle East c) Australia
- Which animal is not a good swimmer?
- the koala b) the camel c) the polar bear
- What do polar bears eat?
- the koala b) the camel c) the polar bear
- Koalas sleep
- a lot in winter b) during the day c) one hour
Across the Curriculum (Science)
fly dragonfly wasp ant cockroach | mosquito beetle butterfly flea | bee ladybird grasshopper moth |
MODULE 6
Round the clock
Time
minute hour past evening at night/ at midnight at noon daily routine before | half quarter morning afternoon late early after |
Professions
postman taxi driver mechanic baker teacher job | doctor painter waiter shop-assistant nurse |
Activities do a crossword say good bye to deliver letters catch the bus act out the dialogue repair a car serve drinks paint the building wait for the ambulance drive a taxi Activities drink coffee plant flowers wash the dog make a phone call play with a friend work in the garden write an e-mail drop a line help parents help about the house |
MODULE 7
In all weathers
Seasons
month season autumn winter snow year | weather spring summer wind rain weather forecast |
Phrases
It’s terrible. It’s warm. It’s awful. It’s cold. It’s windy. | It’s freezing. It’s raining. It’s fabulous. It’s snowing. It’s hot. It doesn’t suit me. |
Clothes
umbrella cap skirt jacket high heels boots mittens shirt jumper dress bag shorts stockings | hat T-shirt coat shoes trainers gloves scarf tie suit blouse socks raincoat tights |
Activities
go camping go skiing have a picnic | play golf make a snowman sunbathe watch TV | swim and dive go windsurfing read a book/ a magazine/ a comic |
MODULE 8
Special Days
Festivals
harvest party different varieties festive festival holiday | costume celebration dress up set off fireworks light bonfires exchange gifts |
Food
dish crop turkey pumpkin pie wheat carrot | rice cranberry sauce cookery competition sweet potato dessert banana |
Food & Drinks
meat olive oil sausages cabbage onion egg milk cereal ice-cream jam lemon strawberry | fish butter chicken garlic tomato cheese bread juice cake honey rice pineapple |
Containers
a box of a bowl of a glass of a packet of a bottle of a carton of | a jar of a bowl of a plate of a spoon of a lump of a cup of |
MODULE 9
Modern Living
Shops
greengrocer’s chemist’s record shop bakery florist’s café book shop | clothes shop jeweler’s newsagent’s toy shop shoe shop supermarket shopping centre |
Places
zoo art gallery theatre concert hall cinema museum | adventure park restaurant fast food theme park ride exhibition |
Types of Films
hero comedy horror film review leading star It’s worth seeing. | action film adventure film animated romance main character |
Busy spots in London
square nightclub restaurant busy spot cinema | royal café statue nearby seat |
MODULE 10
Holidays
Types of Holiday
sightseeing tour safari activity holiday camp full board mountaineering scuba diving white water rafting fishing canoeing | beach holiday cruise travelling extreme sport leisure trekking sand sailing windsurfing hiking jet skiing |
Activities & Feelings
dangerous boring enjoyable hard hungry | relaxing exciting tiring fun difficult |
Health & Body
headache stomachache toothache backache earache | temperature reception dentist sunburn pharmacy |
aboard abroad team turn/ miss a turn heads/ tails coach | castle cathedral river tower town flat tyre |
Across the curriculum (Geography)
tent reason stream leaflet point compass rubbish | bottled water cartoon strip warm clothes wild animals full of litter in danger stomach problems food container |
Список использованных источников
- ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (утвержден приказом МОН ДНР
от 30 марта 2022г. №22-НП) - ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (утверждена Приказом МОН ДНР
от 18.07.2022 г. № 586 - ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК. Для 5-9 классов образовательных организаций. Рекомендована решением научно-методического совета ГБОУ ДПО «ДОНРИРО» (протокол от 11.08.2022 № 3).
- Английскийязык. Книга для учителя. 5 класс: учебное пособие
для общеобразовательных организаций /Ю. Е. Ваулина, Д. Дули, О. Е. Подоляко, В. Эванс. — М.: Express Publishing, Просвещение, 2021. — (Английский в фокусе). - Английскийязык. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций /Ю. Е. Ваулина, Д. Дули, О. Е. Подоляко, В. Эванс. — М.: Express Publishing, Просвещение, 2021. — (Английский в фокусе).
- Методика обучения иностранным языкам в средней школе. Пособие
для учителей, аспирантов и студентов [Отв. ред. М.К. Колкова]. — СПб.: КАРО, 2008. - Санюкова М.Н. СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ – БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ? [Электронный ресурс]. — Режим доступа
- Диктант. Материал из Википедии [Электронный ресурс]. — Режим доступа
- Аудирование, говорение, чтение и письмо: что важнее и как тренировать/ [Электронный ресурс]. — Режим доступа
- Английские диктанты онлайн/ Диктадо — платформа для написания онлайн-диктантов с автоматической проверкой/ [Электронный ресурс]. — Режим доступа
- http://learningenglish.ucoz.com/load/
- https://www.youtube.com/watch?app=desktop&v=LEE_AmyRRyE