«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

СОСТАВЛЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПЕДАГОГА. АЛГОРИТМ РАБОТЫ В ОБНОВЛЕННОМ КОНСТРУКТОРЕ

Понедельник 25 сентября 2023

На протяжении последних трех лет в системе образования РФ происходят важные изменения:

— введение в 2021 и 2022 гг обновленного Федерального государственного стандарта НОО, ООО, СОО (приказы Министерства просвещения РФ № 287 (от 31 мая 2021 г.) и № 732 (от 12.08.2022);

— утверждение Федеральных основных общеобразовательных программ (приказы Министерства просвещения Российской Федерации № 992 (от 16 ноября 2022 г.), № 993 (от 16 ноября 2022 г.) и № 1014 (от 23 ноября 2022 г.);

Автор: Покидова Анастасия Дмитриевна, автор рабочих тетрадей и сборников контрольных работ к линии УМК «Вместе» (“Team Up!”) для 2-8 классов, учитель английского языка ВКК, методист МБУ ДПО УМЦ «Коломна», эксперт ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку, главный тренер Регионального проекта «Школа профессионального мастерства» по английскому языку в МО, автор сценарных планов Российской электронной школы, cifra-school, ЦОС «Моя школа», тьютор ГК «Издательства «Просвещение»

— появление Федеральных образовательных программ

НОО (приказ Министерства просвещения РФ № 372от 18 мая 2023 г.),
ООО (приказ Министерства просвещения РФ № 370от 31 мая 2023 г.)
и СОО (приказ Министерства просвещения РФ № 371от 31 мая 2023 г).

Все эти нормативные документы обусловили появление (в 2022 г.) и обновление (в 2023 г.) цифрового инструмента для создания рабочей программы педагога, основной целью которого является снижение доли нагрузки на учителя, создание условий для оптимизации времени, традиционно затрачиваемого на написание рабочих программ. Однако все новое часто вызывает вопросы и затруднения. Для того, чтобы уважаемые коллеги поняли, насколько простой и эффективный инструмент разработан для них, в этой статье мы постараемся максимально подробно ответить на наиболее часто задаваемые вопросы.

Федеральная образовательная программа каждого уровня образования – документ достаточно объемный. Для удобства использования Портал Единого содержания общего образования разработал и разместил на своем сайте интерактивную форму документа, размещенную в разделе «Нормативные документы», которая позволяет:

  1. выбрать нужный уровень образования;
  2. ознакомиться с интересующими разделами;
  3. в содержательном разделе найти программу по необходимому вам предмету;
  4. скачать программу по предмету в формате word для использования в работе при планировании уроков.

Для входа в Конструктор необходимо пройти интуитивно-понятную регистрацию (даже в случае наличия регистрации с прошлого года – Конструктор обновился, предыдущие логины не действуют). После регистрации вы попадете на главную страницу, которая абсолютно пустая. Однако это не повод волноваться – все работает, а вам нужно пройти в следующий подраздел «Рабочие программы» и нажать «создать» для подготовки своей первой рабочей программы.

Выбрав уровень образования (НОО, ООО, СОО), предмет (аккуратнее с базовым и углубленным уровнями) и шаблон, введя название файла, вы видите перед собой макет своей будущей рабочей программы, в которой порядка 80% информации уже внесены автоматически.

Титульный лист требует заполнения наименования регионального органа исполнительной власти в сфере образования‌‌ (Министерство образования Московской области, к примеру) и учредителя (к примеру, Администрация Городского округа Коломна Московской области). Узнать точное наименование учредителя лучше на сайте своей школы в разделе «Общие сведения». Название школы указывается автоматически из вашей анкеты. Далее – важный блок утверждения и согласования РП. Для того, чтобы его заполнить максимально корректно, рекомендуем посмотреть школьное локальное Положение о рабочей программе педагога, ведь там будет указан макет титульного листа и необходимое количество подписей на нем. После заполнения не забудьте сохранить изменения.

Пояснительная записка не требует заполнения, так как вся информация для нее «подвязывается» из того шаблона Федеральной рабочей программы (ФРП), который вы выбрали изначально. Однако в самом конце раздела есть данные о количестве часов, отводимых на изучение дисциплины. Внести изменения система позволяет, но нельзя забывать, что наша рабочая программа не имеет право быть ниже Федеральной, то есть, запланировать менее 102 часов в год мы не можем. А вот больше – вполне возможно.

Прежде, чем переходить к следующим разделам, необходимо сказать о еще одном нововведении – разделении всех учебных предметов на 3 категории:

Группа 1 – предметы «непосредственного применения» (в НОО  — русский язык, литературное чтение, окружающий мир, в ООО и СОО — русский язык, литература, история, обществознание, география, ОБЖ);

  • Группа 2 – предметы, выходящие на ГИА;
  • Группа 3 – предметы, не выходящие на ГИА.

Это влияет на то, какие изменения мы имеем право делать в программах, а какие — нет. Программы предметов первой группы остаются практически без изменений. В программах второй и третьей групп некоторые изменения допускаются.

Разделы «Содержание» и «Планируемые результаты» также «подвязываются» из выбранного шаблона Федеральной рабочей программы, в них авторские коррективы не допустимы.

Раздел же «Тематическое планирование» заслуживает более пристального внимания и разъяснений:

— названия тематических разделов из ФРП остаются неизменными;

корректировать порядок изучения разделов допускается, но необходимость в этом отсутствует, так как определенные темы могут изучаться «сквозным» образом, на протяжении всего года, а привязка к периоду изучения (как это было в прошлом году) не обозначена;

корректировать количество часов, отводимых для изучения того или иного блока, можно, но помним о максимальном значении;

ссылки на материалы электронных образовательных ресурсов во многих шаблонах представлены сразу. Исключение – 2 и 10-11 классы. В этих классах педагогу необходимо их добавить самостоятельно;

количество контрольных работ и то, в каких разделах они состоятся, также менять разрешено.

Несколько подробнее остановлюсь на вопросах, касающихся проведения контрольных работ. Данный аспект очень четко регламентируется письмом Мипросвещения России от 06.08.2021 г. «Рекомендации для системы общего образования по основным подходам к формированию графика проведения оценочных процедур в общеобразовательных организациях». В данном документе указано:

— контрольные, проверочные и диагностические работы выполняются всеми обучающимися в классе одновременно;

— длительность этих работ – не менее 30 минут;

— периодичность работ – не чаще 1 раза в 2,5 недели;

— проведение работ на первом и последнем уроке запрещено (кроме случаев, когда на  дисциплину в учебном плане выделен всего 1 час в неделю);

— в день классу может быть дана лишь 1 контрольная работа;

— допускается выделение максимум 10% всего учебного времени на проведение контрольных, проверочных и диагностических работ (102 часа в год, значит, 10 работ; 68 часов в год – 7 контрольных).

Заполняя раздел «Тематическое планирование», педагог также сталкивается с проблемой указания ЭОР в тех шаблонах, в которых они отсутствуют. Сложность появляется во 2 классе, так как в библиотеке материалов ЦОС «Моя школа» эта возрастная категория отсутствует. Главное решение – Российская электронная школа. Для удобства коллег все материалы уже подобраны в соответствии с тематическими блоками. Найти эту подборку можно в пособии «Программа внеурочной деятельности «Мой друг – английский язык», размещенной на страницах онлайн журнала «Иностранные языки. Просвещение». В случае же, если педагог хочет максимально разнообразить предлагаемые ЭОР, ему необходимо помнить о Протоколе заочного заседания Научно-методического совета по электронным образовательным ресурсам № ТВ – 34/03пр, в котором указан Перечень верифицированных ЭОР, рекомендованных Министерством Просвещения РФ к использованию в рамках образовательного процесса.

Следующий раздел, требующий нашего внимания, — это «Поурочное планирование». В этом году он предварительно заполнен экспертами, соответствует УМК из Приложения 1 Федерального Перечня учебников (приказ Министерства Просвещения РФ № 858 от 21.09.2022 г.). Однако это вовсе не означает, что внести изменения педагог не вправе. Это, напротив, тот раздел, где максимально необходимо учесть особенности класса, УМК и стиля работы учителя. Итак, коррекции подлежат:

— формулировки тем;

— последовательность тем;

— количество и распределение контрольных работ;

— блок «практические работы (его можно удалить совсем);

— электронные образовательные ресурсы.

Раздел – «Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса», в котором, в первую очередь необходимо указать УМК, по которому работает педагог. Тут важно помнить, что в ФПУ нет привычных нам названий, есть только предметная линия «Английский язык» и авторы различных УМК. В конструкторе внесены все позиции из Приложений 1 и 2 к действующему ФПУ.

Все ответы на наиболее часто задаваемые вопросы, затронутые в данной статье, основаны на вебинаре РАО от 25.08.2023, ознакомиться с которым более подробно вы можете, пройдя по ссылке из QRкода.

С 1 сентября 2023 г. во всех школах страны введены федеральные общеобразовательные программы. Методистами, авторами, учеными издательства «Просвещение» для реализации Федеральной образовательной программы разработаны методические рекомендации, которые помогут учителю выстроить образовательный процесс с использованием учебников, включенных Приказом Минпросвещения России от 21.09.2022 № 858 в федеральный перечень учебников (Приложение № 1).

  1. Таблица с отдельной информацией по содержанию федеральных образовательных рабочих программ с выделением каждой дидактической единицы. Здесь предложено поурочное планирование четко в соответствии с учебником.
  2. Дополнительные материалы по тематике  Федеральной рабочей программы.

Наряду с этим   Платформа «Учитель. Club» поможет решить наиболее актуальные запросы учителей, школьников и родителей.  Для вас доступны мастер-классы, сервисы психологической и методической помощи, актуальные предложения по повышению квалификации, обзоры лучших практик,  консультации при выполнении домашних заданий и др.  Кроме того, ученики смогут получить персональную помощь от экспертов и педагогов по темам урока, которые не получилосьхорошо освоить. С вебинарами вы можете ознакомиться на сайте портала.   

Искренне надеемся, что материалы статьи помогут вам, уважаемые коллеги, в работе по составлению рабочих программ! В случае, если вам интересны другие нововведения в системе образования, предлагаем посмотреть вебинар «Роль учителя английского языка в современных условиях. Обзор нормативных документов».

Желаем яркого, продуктивного, запоминающегося учебного года!

Комментарии закрыты.