«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Четверг 20 сентября 2012

Согласно «Концепции модернизации российского образования», школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть осуществлять формирование ключевых компетенций, определяющих качество образования. К ключевым компетенциям относят, в частности, познавательную, социальную, информационную, коммуникативную компетенции. (Совет Европы).

настроение: методическое

ключевые слова: учебный проект, составление электронного словаря,
исследовательская деятельность,
китайский язык

город: Железногорск

Несомненно, что проект — педагогическая технология современного образования, ведь в ее основе лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему, отстаивать свою точку зрения, умение работать в команде.

Учебный проект — организационная форма работы, которая (в отличие от занятия или учебного мероприятия) ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть учебного курса или нескольких курсов. В школе его можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

Этапы проведения учебного проекта:

  • продумывание учителем темы проекта;
  • выбор возрастной группы учащихся (класса);
  • формирование основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы;
  • формирование дидактических целей проекта;
  • выдвижение гипотезы решения поставленной проблемы;
  • определение творческого названия проекта;
  • обсуждение плана работы учащихся индивидуально (в группе);
  • обсуждение со школьниками возможных источников информации (возможности библиотек, Интернета, мультимедийной энциклопедии, веб-сайтов, мультимедиа-издания и т.д.);
  • самостоятельная работа учащихся, обсуждение задания каждого;
  • защита полученных результатов и выводов.

Читать полностью »


ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕЙ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ПРАКТИКЕ УЧИТЕЛЯ ВТОРЫХ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Вторник 18 сентября 2012

От редакции:
Переход на профильное обучение в старшей школе является институциональной задачей для всей системы современного школьного образования. Важнейшая его цель — сделать образование более индивидуализированным и функциональным. Одним из шагов осуществления такого обновления является предпрофильная подготовка учащихся. От безошибочного выбора учащимся профиля обучения в школе во многом будет зависеть его дальнейшая судьба. Большую поддержку старшекласснику в этом вопросе могут оказать учителя иностранных языков. Предлагаем вашему вниманию разработку курса предпрофильной подготовки учащихся, направленного на проектирование индивидуальной образовательной траектории.

настроение: творческое

ключевые слова: предпрофильная подготовка, второй иностранный язык, интеграция, курсы по выбору, нестандартный урок, индивидуальный образовательный маршрут, эксперимент

город: Ростов-на-Дону

Значение предпрофильной подготовки

Профильное обучение и предпрофильная подготовка рассматриваются как система специализированной подготовки старшеклассников. Главная
цель — профориентационная работа среди учащихся, которой долгие годы уделялось недостаточно внимания. В результате большинство выпускников смутно представляли, кем они хотят стать и где им учиться дальше. При профильном обучении учитываются интересы, склонности и способности каждого ученика. Цель этого нововведения — ликвидировать разрыв между школьным образованием и требованиями вузов, познакомить старшеклассников с реальными потребностями рынка труда, максимально подготовить их к осознанному выбору профессии. Полученные в школе знания и умения должны помочь им в дальнейшем реализовать свои карьерные планы. В.П. Сергеева и И.Л. Ляпко в своей книге пишут о том, что целью предпрофильной подготовки является самоопределение личности школьника в выборе способа получения дальнейшего образования, профиля обучения[1]. В помощь педагогам, ведущим предпрофильную подготовку учащихся общеобразовательной школы, предложена Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, где сформулированы цели профильного обучения. Дано обоснование общественного запроса на профильное обучение. Представлен опыт зарубежной и отечественной школы. Дана характеристика возможных направлений и форм организации профильного обучения. Предложена система профильного обучения на ступени начального среднего профессионального образования, система подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров для профильного обучения.

Курсы по выбору как одна из составляющих учебного плана предпрофильной подготовки

Роль образовательного учреждения, реализующего на практике идеи предпрофильной и профильной подготовки, а также руководителей, педагогов, родителей — велика. Так, в предварительном этапе работы по разработке школьного учебного плана предпрофильной подготовки принимает участие весь педагогический коллектив. Эта работа включает в себя составление перечня курсов, диагностирование интересов и предпочтений учащихся и их родителей, использование блочно-модульного принципа при составлении расписания курсов по выбору. Реализация идеи предпрофильной подготовки зависит от актуализации индивидуальных потребностей личности и социального заказа общества, что должно быть отражено в тематике и содержании курсов по выбору.

Читать полностью »


ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ РАННЕГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В СВЕТЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ: ТАНДЕМ ВУЗА СО ШКОЛОЙ

Четверг 13 сентября 2012

Новые федеральные государственные стандарты высшего профессионального образования основаны на компетентностном подходе, то есть подготовка студента направлена на формирование комплекса общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, само название которых указывает на тесную взаимосвязь обучения в вузе с будущей профессиональной деятельностью. Это означает, что подготовка студентов по направлению «Педагогическое образование» должна учитывать все изменения, происходящие в современной школе, которая сегодня находится в процессе существенных перемен.

настроение: ответственное

ключевые слова: федеральные государственные образовательные стандарты, компетентностный подход, раннее обучение иностранным языкам

город: Санкт-Петербург

Какой должна предстать школа в её новом воплощении, какие задачи ставит новая школа перед учителями? Без ответов на эти вопросы реализация компетентностного подхода в подготовке учителей невозможна. Основные направления развития школьного образования охватывают весь спектр деятельности школы[4]:

  • Переход на новые образовательные стандарты
  • Развитие системы поддержки талантливых детей
  • Совершенствование учительского корпуса
  • Изменение школьной инфраструктуры
  • Сохранение и укрепление здоровья школьников
  • Расширение самостоятельности школ

Прежде чем рассмотреть данные направления развития подробнее, отметим, что каждое из них обращено ко всем учителям и их повседневной деятельности, независимо от сферы предметной специализации. Так, несомненно, на жизни новой школы отразится и изменит её коренным образом новая инфраструктура, которая, как предполагается, значительно изменит облик школы, превратит её в центр творчества и информации, насыщенный интеллектуальной и спортивной жизнью. Проблема новой инфраструктуры школы касается не только деятельности директора, строителей и инженеров. Именно учителю предстоит насыщать новую школу интеллектуальной и интересной жизнью, причём в том числе в рамках внеурочной деятельности.

Расширение самостоятельности школ, на первый взгляд, заключается исключительно в изменении порядка расходования финансовых средств, однако на деле оно затрагивает разработку индивидуальных образовательных программ, что ставит перед учителем новой школы ещё одну новую задачу.

Читать полностью »


ЗДОРОВЫЕ ГЛАЗА — ХОРОШЕЕ ЗРЕНИЕ

Среда 12 сентября 2012

В современном мире, в мире развитых информационных технологий, мы зачастую стали забывать о самом важном для нас — о здоровье. Проблема здоровья остро стоит перед нынешнем поколением, так как использование технических средств, к сожалению, часто может наносить вред организму человека.

настроение: оптимистическое

ключевые слова: береги себя, здоровье, глаза, компьютер, отдых, гимнастика

город: Москва

Обратим внимание на наш орган зрения — глаза. Нередко снижение зрения наблюдается уже с раннего детства, это может быть вызвано разными причинами. В их числе телевидение, компьютер и т.д.

Наши глаза постоянно подвергаются опасности — глазное давление, слезоточивость, резь, ухудшение зоркости, туман, все это и многое другое может быть вызвано усталостью глаз. Из-за чего это происходит? Самый наглядный пример — ученик, который сидит днями и ночами за компьютером: игры, общение, поиск информации… Или учитель: поиск информации, подготовка к урокам, ведение документации… И так каждый день. Но если учитель, взрослый человек, это делает осознанно, так как необходимо, то ученик, к сожалению, часто не может придерживаться норм или просто не знает их. Мы обязаны помочь ученику. Существуют различные приёмы, которые помогают снять усталость с глаз. Это компресс, гимнастика и самый главный прием — полноценный сон.

Читать полностью »


ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ КРАЕВЕДЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ

Понедельник 10 сентября 2012

Обучение иностранному языку является одним из важных направлений модернизации современного школьного образования. Обществу XXI века требуются люди, владеющие языком на практическом уровне, основы чего, несомненно, закладываются в школе. Первостепенной задачей учителя иностранного языка является формирование мотивации изучения языка и развития коммуникативной компетенции в международном общении.

настроение: оптимистическое

ключевые слова: коммуникация, совместная деятельность, универсальные учебные действия, переводческая компетентность, креативность, поиск, рефлексия

город: с. Кончанско-Суворовское
Боровичского р-на Новгородской обл.

В настоящее время существует множество педагогических технологий, применение которых позволяет учителю развить способность ученика к самостоятельному освоению новых знаний, формированию универсальных учебных действий.

Технология проектной деятельности давно получила и заслужила признание среди учителей-предметников, а среди учителей иностранного языка стала одной из актуальных и эффективных технологий в обучении учащихся иностранному языку в средней школе. В проектных приёмах нашли своё отражение коммуникативный и личностно ориентированный подходы, являющиеся ведущими в современной методике преподавания иностранного языка. Обучение иностранному языку посредством самостоятельной деятельности учащихся является ключом к интенсивной коммуникации, способствует повышению мотивации учащихся, поощрению творчества, расширению кругозора, интеграции всех видов речевой деятельности, развитию универсальных учебных действий. Проектные формы деятельности учащихся направлены на решение конкретной проблемы или создание определённого продукта. Для них характерно совместное планирование деятельности учителем и учащимися. Важным фактором является то, что все необходимые знания или сведения должны добываться самими учащимися, а учитель в совместной работе с учащимися становится организатором, помощником, корректором. Тесное сотрудничество учителя с учащимися предполагает наличие определённых умений:

  1. оказание поддержки учащимся для достижения ими цели;
  2. установление взаимопонимания, доброжелательных отношений между участниками проекта;
  3. формирование цели участников проекта;
  4. обеспечение обмена знаниями между участниками проекта для принятия совместных решений.

Общая работа учащихся над проектом дает им возможность проявить собственное креативное видение процесса и результата работы, создать свой проектный продукт, которым смогут воспользоваться другие (новый учебный материал, дополнительное пособие по изученной теме).

Читать полностью »


«ACTIVBOARD ТЕХНОЛОГИИ — ОКНО С ВИДОМ НА ЗНАНИЯ»

Среда 5 сентября 2012

Для того чтобы процесс образования имел успешный результат, психологи рекомендуют задействовать в обучении все основные сенсорные системы человека — визуальную, слуховую и кинестетическую. Последняя имеет особое значение, именно с ней связано такое явление, как моторная память, и возможность довести навыки до автоматизма, то есть перевести на уровень подсознания. Ведь как бы ни старался человек мысленно научиться кататься на горных лыжах, ничего у него не получится. Глубокое обучение возможно только при взаимодействии кинестетического восприятия и моторики. И здесь на помощь приходит интерактивная доска.

настроение: творческое

ключевые слова: интерактивная доска,
флипчарт, системно-деятельностный подход,
актуально, познавательно,
увлекательно

город: Славянск-на-Кубани

Интерактивные технологии — это не будущее образования, а уже настоящее. Современный учитель пользуется ими так же, как когда-то пользовался мелом, с той лишь разницей, что мел не может показать мир во всем его многообразии и красках, как это делает ACTIVboard.

Кабинет английского языка был оснащен одним из первых в лицее широкоформатной интерактивной доской компании Promethean в начале 2007 года. Этот новый интеллектуальный инструментарий кардинально изменил учебный процесс и функции учителя в нем (от источника знания к навигатору эффективной работы со знанием).

Новые информационные технологии это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения, это изменение содержания образования и изменение педагогических технологий.

Читать полностью »


С НОВЫМ УЧЕБНЫМ ГОДОМ!

Пятница 31 августа 2012


КЕЙС-МЕТОД НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Четверг 30 августа 2012

Современный учитель должен не только в совершенстве владеть предметом, методами, средствами и формами организации учебного процесса, но также он должен применять в своей работе и современные технологии обучения. В последнее время в российской школе активно применяются метод проектов, компьютерное моделирование, деловые игры и т.д. Недавно я открыла для себя новый метод — “case study”.

настроение: практическое

ключевые слова: преимущества
и риски кейс-метода,
обучающиеся учатся

город: Санкт-Петербург

Ничего нельзя сказать такого, что не было бы сказано раньше.

Теренций

Родиной метода case study являются Соединенные Штаты Америки, а именно Школа бизнеса Гарвардского университета. В 1910 году декан Гарвардской школы бизнеса посоветовал преподавателям ввести в учебный процесс помимо традиционных занятий — лекций и практикумов — дополнительные, проводимые в форме дискуссии со студентами. Этот метод очень популярен на западе, но для российских учебных заведений кейс-метод является довольно новой технологией. Кейс-метод — это метод активного обучения на основе реальных ситуаций. В переводе с английского языка case — случай, а case study — это обучающий случай. Суть метода case-study заключается в использовании при организации процесса обучения конкретных учебных ситуаций, описаний определенных условий из жизни организации, группы людей или отдельных индивидуумов, ориентирующих обучающихся на формулирование проблемы и поиск вариантов ее решения с последующим разбором на учебных занятиях.

Различаются следующие виды кейсов:

  • практические кейсы. Данные кейсы как можно реальнее должны отражать вводимую ситуацию или случай;
  • обучающие кейсы. Основной задачей их выступает обучение;
  • научно-исследовательские кейсы, которые ориентированы на включение ученика в исследовательскую деятельность.

На самом деле каждый кейс несет в себе обучающую функцию, только степень выраженности всех оттенков этой функции в различных кейсах различна.

Несомненно, применение кейс-метода имеет некоторые преимущества и риски. Во-первых, кейс-метод дает возможность оптимально сочетать теорию и практику, развивать навыки работы с разнообразными источниками информации. Обучающиеся не получают готовых знаний, а учатся их добывать самостоятельно, принятые решения в жизненной ситуации быстрее запоминаются, чем заучивание правил. Во-вторых, процесс решения проблемы, изложенной в кейсе, — это творческий процесс познания, который подразумевает коллективный характер познавательной деятельности. Следовательно, обучающиеся учатся соблюдать правила общения: работать в группах, слушать собеседников, аргументировать свою точку зрения, выстроив логические схемы решения проблемы, имеющей неоднозначное решение. На уроке обучающиеся не будут скучать, а будут думать, анализировать, развивать навыки ведения дискуссии. И наконец, даже слабоуспевающие обучающиеся смогут участвовать в обсуждении вопросов, так как нет однозначных ответов, которые надо выучить. Они сами смогут предложить ответы.

Читать полностью »


АУТЕНТИЧНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ПЕСНИ
В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Четверг 23 августа 2012

Поддерживая интерес обучающихся к языку как средству общения, необходимо обращать их внимание на него как на носителя иноязычной культуры. И немаловажную помощь в этом отношении может оказать использование культурного и духовного наследия страны изучаемого языка. Это могут быть и лучшие образцы музыкального, в частности песенного, творчества на изучаемом языке как его содержательного компонента.

настроение: эмоциональное

ключевые слова: современные методы обучения, подвижные песни, физическое развитие, мотивация, обучение в коллективе, релаксация, начальная школа

город: Дятьково

Благодаря широкому распространению аудио- и видеозаписи, песни наиболее популярны среди учащихся и являются объектом их особого интереса.

Использование песен на изучаемом языке весьма актуально на начальном этапе обучения иностранному языку в 2–4 классах средней школы по ряду причин. Во-первых, учащиеся с самого начала приобщаются к культуре страны изучаемого языка, так как дети этого возраста, по мнению психологов, особенно чутки и восприимчивы к чужой культуре. Во-вторых, при работе с этим своеобразным лингвострановедческим материалом создаётся хорошая предпосылка для всестороннего развития личности учащегося, ибо специально отобранные песни стимулируют образное мышление и формируют хороший вкус.

Этому способствует, в частности, и достаточно высокий врожденный уровень музыкальных способностей детей данного возраста. Так, например, у 81,2% исследуемых детей в возрасте 6–7 лет развит не только звуковысотный слух, но и музыкальный слух в целом, который позже тормозится у детей, оставшихся вне музыкальной деятельности[5].

Песне, как и любому другому произведению искусства, присуща коммуникативная функция, то есть передача заложенного её автором содержания адресату. При этом в отличие от учебных текстов общестрановедческого характера, которые прежде всего информируют читателя (или слушателя), воздействуя на его интеллект и память, песни в качестве страноведческого материала оказывают воздействие на эмоции человека и его образно-художественную память.

С точки зрения коммуникативного подхода песенный материал, будучи образцом музыкальной инокультуры и выступая в качестве одного из элементов национально-культурного компонента содержания обучения иностранному языку, является средством удовлетворения познавательно-коммуникативных потребностей и интересов учащихся.

Читать полностью »


КОНКРЕТИКА В АКТУАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМ УГЛУБЛЕННОГО ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ШКОЛЕ

Вторник 21 августа 2012

В сегодняшнем мире образовательная среда интенсивно меняется, возрастает роль эффективности образования, качественной профессиональной подготовки и переподготовки специалистов в области образования. Образование ищет свои источники развития, стремится успевать за изменением запросов общества, разрабатывая все новые образовательные культурно ориентированные практики. Перед системой образования возникает новая постановка вопроса: как научить человека адаптироваться и жить в современном мире. Педагогика находится в сложной ситуации, и непонятно, чему учить — авторитету истины или истинам авторитета. В связи с этим первой необходимостью для системы образования становится его жизнеспособность, которая заключается в гибкости, динамичности, вариабельности, в ориентации на вызовы современного поликультурного общества и личностные потребности человека.

настроение: вдумчивое

ключевые слова: инновационные процессы, поликультурное образование, современная информационно-образовательная среда, УМК нового поколения по иностранным языкам, углубленное изучение иностранных языков

город: Новосибирск

Среди отличительных характеристик инновационного развития педагогических практик в современном российском образовании можно выделить: интеграцию внешнюю и внутреннюю, стремление к динамике разных сторон образовательного процесса, актуализацию личностно ориентированного и культурологического подходов к становлению языковой личности в рамках гуманитарно ориентированных педагогических практик, углубление базовых знаний через повышение технологичности образовательного процесса, системно-деятельностный подход к обучению, коммуникативно ориентированный характер развивающих практик и ситуаций в школьном образовательном пространстве, интенсивно развивающийся контекст грамотно и всесторонне продуманных решений относительно современных требований к созданию, экспертизе и внедрению целевых УМК нового поколения и некоторые другие новации.

Интерес в рамках проблемы, обозначенной в названии статьи, представляют результаты тех практико-ориентированных фундаментальных исследований, в которых с особой тщательностью проработаны идеи личностно ориентированного подхода (Е.В. Бондаревская), методологические подходы к учебному познанию и профессиональному самосовершенствованию педагога (А.А. Вербицкий, А.М. Кондаков, В.Я. Синенко и др.), психологические, лингвистические и лингводидактические представления о развитии языковой личности в пространстве культуры и образования (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.Г. Асмолов, Ю.Н. Караулов, Н.Д. Гальскова, И.И. Халеева и др.), частнодидактические и методические разработки в области формирования современной информационно-образовательной среды УМК нового поколения по иностранным языкам (А.А. Леонтьев, И.Л. Бим, Г.В. Рогова, И.Н. Верещагина, М.З. Биболетова, О.А. Афанасьева, В.В. Копылова, В.П. Кузовлев, В.В. Сафонова и др.).

Никто не будет отрицать следующую реалию — от современного российского педагога требуется немало для того, чтобы с помощью разнообразных языков образования как части культуры риторически грамотно «донести»: а) общечеловеческие ценности, а не только «голые» знания о культуре, науке, природе, об обществе и самом человеке; б) комплекс инновационных притязаний общества, ориентированных на адаптивный рост, на социальное проектирование, а всякое государство, естественно, желает быть успешным; в) принципы культурного самоопределения личности обучающихся в полиязыковом динамично развивающемся информационно-образовательном пространстве.

Читать полностью »