Автор: Редакция | Рубрика: ЯЗЫК: ПРАКТИКА И КОНСУЛЬТАЦИИ
Четверг 26 июля 2012
Опубликовано в печатной версии журнала. Вып. № 4.
Изучение английского языка сегодня — глобальный процесс. Спросим: каков результат этого процесса? Какова эффективность образовательных систем разных стран мира в организации обучения английскому как иностранному? Как измерить уровень владения английским языком в стране, в мире? English First English Proficiency Index позволяет определить средний по стране уровень владения английским языком среди её населения и сравнить полученный результат с показателями по другим странам. Наш журнал публикует выдержки из этого исследования, которые могут стать материалом для самообразования, содержанием обсуждения на уроке и в профессиональном сообществе.

Every year, more and more speakers of other languages are learning English. In countries around the world, public school systems are teaching English to children from primary or pre-school grades. Secondary schools are making English mandatory and are including English-language instruction in other academic subjects, most often math or science. A growing number of universities require English for admission or graduation and many now offer degree programs entirely in English to compete with the top-ranked institutions in the US and the UK.
Indeed, it has been proposed that within the next decade as many as two billion people will be learning English at any given time.
Читать полностью »
Автор: Тамара ПОПОВА | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ МЕТОДИСТА, ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК: ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ
Среда 25 июля 2012
Опубликовано в печатной версии журнала. Вып. № 4.
Северо-Восточный административный округ — один из округов Москвы, где сложилась стабильная система обучения французскому языку в школе. В восьми средних школах округа французский изучается как первый иностранный язык, в 46 — как второй. В этих школах работают 105 учителей французского языка. Высокую результативность работы по организации обучению французскому языку обеспечивает методическая служба округа.


настроение: обстоятельное
ключевые слова: методическое сопровождение, фестиваль, викторина, конкурс проектов, французский театр, семинар-практикум, УМК «Rencontres»
город: Москва
Мне повезло, я работаю в тесном содружестве методистов лаборатории филологического цикла Северо-Восточного учебно-методического округа. Это творческие, креативные люди, и все наши мероприятия проводятся чаще всего совместно. Наш округ славится добрыми традициями в области преподавания иностранных языков. Уровень развития языковых и творческих способностей учащихся высокий, и мы, учителя и методисты, с удовольствием участвуем в различных конкурсах и фестивалях, проводимых на базе учебных заведений нашего округа.
Уже пятый год в нашем округе проходит ежегодный фестиваль «Мир без границ». Он состоит из трёх этапов (школьный тур — в январе, муниципальный — в феврале и окружной — в марте). Школы создают исследовательские, творческие проекты о различных странах и городах, достопримечательностях нашей страны.
Подготовка начинается заранее: выбирается тема выступления, набирается команда из 10 или менее учащихся (можно разных возрастов), сочиняется сценарий, готовятся костюмы и декорации, разучиваются танцы и песни на иностранном языке. Когда смотришь выступления учащихся, кажется, что ты попал в сказочную страну. Ребята представляют мини-спектакль (не более 10 минут), в котором рассказывают о традициях, обычаях, нравах и культуре того или иного государства, региона или города. В этом фестивале учащиеся могут реализовать не только языковые, но и творческие способности, расширить кругозор и получить массу положительных эмоций. Какие только города и веси России не были представлены в проектах учащихся нашего округа: «Карелия», «Золотое кольцо», «Русский север», «Сибирь», «Вниз по Волге» и так далее, а уж иностранные государства точно получили большую долю внимания и уважения: Англия, Германия, Франция, Испания, Китай, Япония, Болгария, Швеция, Аргентина и многие другие.
Читать полностью »
Автор: Нина НИКОНОВА | Рубрика: МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ
Понедельник 23 июля 2012
Опубликовано в печатной версии журнала. Вып. № 4.
Начнём, уважаемые читатели, с небольшого теста: какому аспекту в обучении учащихся иностранному языку принадлежат метафоры «кровеносная система, которая питает язык», «фундамент, на котором возводится здание под названием «иностранный язык», «цемент, который скрепляет (держит) кирпичи», «каркас, на котором держится лексика»?


настроение: последовательное
ключевые слова: грамматический навык, индуктивный подход, дедуктивный подход, условно-речевые упражнения
город: Псков
Да, вы правы, это грамматика. Грамматика любого языка требует к себе и уважения, и должного внимания, и даже любви. Что такое грамматика? Это определённый свод норм и правил, которые используются при построении грамотной речи. Многие вопросы английской грамматики кажутся жутко сложными. Да, она состоит из множества правил и ещё большего количества исключений. Но если вникнуть в суть деятельности учителя по обучению учащихся грамматике, то она окажется не такой уж недоступной и непонятной.
В давнем споре, «что главнее» в изучении языка, лексика или грамматика, часто побеждает грамматика. Потому что:
- грамматика вместе со звуковым и словарным составом представляет материальную основу речи;
- грамматику от речи оторвать невозможно;
- грамматика организует речь.
Конечно, можно утверждать приоритет грамматики над лексикой, так же как и лексики над грамматикой. Однако усвоение грамматической системы языка происходит только на основе знакомой лексики. Таким образом, как грамматические, так и лексические навыки представляют собой основу языковой компетенции, на которую опираются речевые навыки и умения. Именно с момента осознания грамматической формы фразы и её лексического значения простой набор звуков, который учащийся слышит, произносит, читает и говорит, приобретает смысл.
Мы предлагаем вам несколько заданий в стиле «вопрос-ответ», которые попытаемся совместно осмыслить.
Читать полностью »
Автор: Светлана КОСТЫЛЕВА | Рубрика: ИСПАНСКИЙ ЯЗЫК: ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ, ПРОСВЕЩЕНИЕ БЕЗ ГРАНИЦ
Четверг 19 июля 2012
Опубликовано в печатной версии журнала. Вып. № 4.
Изучение испанского языка и культуры в России имеет глубокие корни. Своей особой магией, своей экспрессией и страстью Испания привлекала многих великих россиян, среди которых Н.М. Карамзин, А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский, А.А. Блок, Н.А. Римский-Корсаков, М.И. Глинка…
О перспективах развития изучения испанского языка в системе российского среднего образования, о формировании общеевропейского образовательного пространства рассказывает помощник Атташе по образованию Посольства Испании в Москве, методист Ресурсного центра Отдела образования в Москве Светлана КОСТЫЛЕВА.


настроение: просветительское
ключевые слова: испанский язык, интенсивные курсы, двуязычные отделения, Институт Сервантеса, обучение за рубежом, учебник «Mañana»
город: Москва
Сегодня изучение испанского языка постоянно растёт во всем мире. Россия не является исключением. Неуклонно растущий взаимный интерес способствует появлению новых проектов и расширению деятельности испанского Министерства образования, культуры и спорта в России. Представительство Министерства образования, культуры и спорта Испании, которым является Отдел образования Посольства Испании в Российской Федерации, выполняет миссию всестороннего содействия расширению числа изучающих испанский язык в учебных центрах всех уровней и повышению профессионального уровня преподавателей испанского языка.
Для преподавателей испанского языка Министерство образования, культуры
и спорта Испании предлагает широкую программу курсов повышения квалификации, которые организуются в сотрудничестве с лучшими испанскими университетами, такими как Мадридский университет Комплутенсе, университет Сантьяго-де-Компостелы, университеты Саламанки и Гранады. Это интенсивные двух- и трёхнедельные курсы переподготовки учителей и преподавателей испанского языка из разных стран, которые предусматривают погружение в испанский язык и культуру.
В период летних каникул эти курсы проходят в Испании и для российских учителей. Министерство образования, культуры и спорта Испании ежегодно выделяет стипендии, включающие оплату обучения, проживания, питания и культурной программы курса.
Для подачи заявления на стипендию нужно зарегистрироваться в системе PROFEX на сайте министерства: www.educacion.gob.es/profex. Приём заявлений обычно открывается в апреле — мае.
Читать полностью »
Автор: Виктория ГАГИЕВА | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ
Среда 18 июля 2012
Переход от традиционной модели образования
к личностно ориентированному обучению требует
от учителя овладения актуальной методологией организации учебного процесса, внедрения инновационных педагогических технологий. Вашему вниманию предлагается детальный разбор картотеки учебных приёмов, видов и форм учебных заданий, разработанной автором в рамках технологии ИСУД. (см. также статью
Н.Л. Галеевой «Дидактический потенциал форм, видов и приёмов учебной работы»)
1. Активное слушание
- Активное слушание с опорой на визуальный ряд и с предварительно сформулированным заданием по излагаемому материалу, последующим обсуждением результатов
Listen to the song ¨Winter Wonderland¨ and fill in the missing words
Walking In A Winter Wonderland lyrics
In the lane, …….. is glistening,
Sleigh bells ring, are you listening,
a beautiful sight,
……………. in a winter wonderland.
In the lane, snow is glistening,
Gone away is a bluebird,
Here to stay is a new …….
He sings a love ……..,
As we go along,
……………… in a winter wonderland
In the meadow we …… build a snowman,
Then pretend he is Parson Brown
He’ll say: Are you married ?
We’ll say: No man
But you can do the job when you’re in town
Читать полностью »
Автор: Наталья ГАЛЕЕВА | Рубрика: РЕСУРСЫ УЧЕНИКА И УЧИТЕЛЯ
Понедельник 16 июля 2012
Опубликовано в печатной версии журнала. Вып. № 4.
Продолжение цикла статей Натальи Львовны Галеевой о технологии учёта индивидуального стиля учебной деятельности школьника (ИСУД).
В данной статье использована «Картотека учебных форм и видов учебной работы для использования в преподавании английского языка», разработанная Гагиевой В. А., учителем английского языка НОУ СОШ «Образовательный центр ОАО «Газпром» (Москва).


настроение: конструктивное, убедительное
ключевые слова: ИСУД, педагогический анализ, дидактический потенциал, метапредметные умения, картотека заданий для уроков иностранного языка
город: Москва
В первых трёх публикациях нашей рубрики мы проанализировали совокупность внутренних ресурсов обучающегося, описывая особенности индивидуального стиля учебной деятельности ученика. Одну из статей мы закончили утверждением о том, что информация об этих особенностях, не подкреплённая достаточным количеством разнообразного дидактического материала, не способна обеспечить управление качеством предметного обучения.
Предположим, что учитель знает, на какие параметры ИСУД у данного ученика он может опираться и какие из них надо развивать. Сможет ли учитель воспользоваться этой информацией, если он не знает, какие задания требуют условий, при которых развиваются конкретные внутренние ресурсы? Можно поставить вопрос иначе: может ли осуществлять индивидуальную педагогическую помощь обучающимся учитель, недостаточно владеющий таким профессиональным умением, как педагогический анализ? Заострим вопрос, напомнив читателю, что требование «учить каждого» является основополагающим и по новому Квалификационному справочнику[1], и по требованиям ФГОС.
В методологическом аспекте педагогический анализ является составляющей общей педагогической системы учителя. В этом аспекте педагогический анализ рассматривается как совокупность знаний и умений учителя, обеспечивающих осознание учителем существующих реалий: особенностей развития внутренних ресурсов учеников, внешних дидактических ресурсов, средств и условий, уровня развития собственных компетентностей — и взаимосвязей этих реалий для организации образовательного процесса, как максимально комфортного, так и развивающего для каждого ученика.
Читать полностью »
Автор: Александр РЫЛОВ | Рубрика: ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Пятница 13 июля 2012
Опубликовано в печатной версии журнала. Вып. № 4.
Учащиеся XXI века выросли вместе с информационными технологиями, для них использовать Интернет в качестве справочного материала или мобильный телефон как записную книжку, совершенно естественно. Чаще всего они не задумываются, что еще двадцать лет назад для обучения использовались тома справочной литературы
и блокноты для записей.


настроение: деятельное
ключевые слова: электронный словарь,
ABBYY Lingvo x5, лексические единицы, развитие навыков чтения, контроль образовательного процесса, Spotlight
город: Москва
Компьютер и другие цифровые устройства поселились в каждом доме и заняли важное место в нашей жизни, расширив границы общения как на родном, так и на иностранных языках. Теперь у нас есть не только телефон или личные коммуникации, но и разговоры в реальном времени по Skype, общение в блогах, на форумах, в социальных сетях. Новое поколение читает меньше печатных книг, а большую часть информации получает из Интернета.
Современные технологии служат на благо пользователей, и благодаря им процессы получения информации продолжают совершенствоваться. Эрудированность учащихся в умении использовать современные информационные технологии на сегодняшний день не вызывает сомнений, а это значит, что необходимо начинать использование электронных справочных пособий на начальном этапе обучения иностранному языку.
Сейчас информация различного рода стала доступнее, и мы привыкли к быстрым и удобным способам её получения. Например, в Интернете мы можем найти большие объёмы информации за считанные секунды. Это значит, что сценарии работы с получением информации изменились.
Развитие и распространение новых типов коммуникаций позволяет применять новые и интересные инструменты обучения иностранным языкам, например электронный словарь.
Современные электронные словари являются сборниками справочного материала, а также инструментом обучения иностранным языкам, который позволяет получить информацию о словах, словосочетаниях и идиоматических выражениях (лексических единицах) в рамках контекста. Электронный словарь можно и нужно использовать в классе с целью развития у учащихся навыков использования справочной литературы и освоения активной лексики; на дополнительных занятиях, например, по домашнему чтению — для расширения словарного запаса и создания собственного багажа пассивной лексики. Также учащиеся могут использовать электронный словарь для самостоятельной работы и выполнения домашних заданий по усвоению лексики.
Читать полностью »
Автор: Василий ЗЫКОВ | Рубрика: ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
Четверг 12 июля 2012
Тридцать пять лет своей трудовой деятельности я посвятил учительскому труду. Быть учителем непросто, а хорошим педагогом ещё труднее. В современных условиях каждый специалист должен стремиться к самосовершенствованию, к повышению своей квалификации и развитию личностных качеств. Учитель «школы XXI века», должен постоянно находиться в поиске новых, более современных, более эффективных методов и приёмов работы с детьми.


настроение: творческое
ключевые слова: информационные технологии, Интернет, коммуникативная культура школьников, мультимедийные обучающие программы, PowerPoint, виртуальные путешествия, одаренные дети
город: с. Боринское, Липецкий р-н, Липецкая обл.
Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий порождает ряд радикальных изменений в нашей жизни, в том числе и в образовательном процессе. Позиции английского языка в мире как лидирующего средства международного общения связаны, прежде всего, со стремительным развитием высоких технологий, экономики, PR-технологий. Это усиливает стремление учащихся общеобразовательной школы изучить английский как основной язык межгосударственного общения и научных исследований. В настоящее время иностранные языки, в первую очередь английский, требуются исключительно функционально, для использования в разных сферах жизни общества в качестве средства реального общения с людьми из других стран.
Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество, активизировать познавательную деятельность учащихся в процессе обучения иностранным языкам.
В своей педагогической деятельности я пришел к выводу, что в современных условиях, учитывая большую и серьезную заинтересованность учащихся информационными технологиями, я могу использовать эту возможность в качестве мощного инструмента развития мотивации на уроках английского языка.
Читать полностью »
Автор: Ольга ГУСТОВА | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ
Среда 11 июля 2012
Один из основных вопросов при изучении иностранного языка: «Как выучить новые слова?» В этой статье вы прочитаете о способах обучения новой лексике и их практическом применении на уроках английского языка.


настроение: реалистичное
ключевые слова: видеть и понимать, Домино, Бинго, сопоставление, описание, мозговой штурм, карта памяти
город: Санкт_Петербург
Этап 1: Визуальные опоры и семантизация новых слов
1. Существительные (вещи, объекты, животные и т.д.)
Визуальные элементы работают лучше при введении существительных, обозначающих конкретные объекты. Но попробуйте выйти за рамки картинки или иллюстрации. Попробуйте использовать реальные объекты, когда это возможно, или даже звуки, запахи и вкусы. Активируйте все органы чувств учащихся!
2. Введение прилагательных
Прилагательные, противоположные по значению, например, big и small, long и short, обычно иллюстрируются с помощью фотографий (картинок). Но вот еще один способ, когда реалии помогут вам в обучении новым прилагательным: используйте объекты реальной жизни. Это превосходно работает для запоминания таких слов как, например, soft и rough. Для более сложных прилагательных, таких как stunning — потрясающий, gorgeous — великолепный, spectacular — впечатляющий, huge — огромный, или
immense — огромный, можно привести фотографии известных достопримечательностей разных стран и культур, таких как: Лувр,
Египетские пирамиды, Эйфелева башня и т.д.

Затем можно использовать эти новые прилагательные для описания этих мест.
Читать полностью »
Автор: Светлана БОГОЛЕПОВА | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ
Вторник 10 июля 2012
Существует распространенное мнение, что обучение – занятие серьезное. Смеху и веселью не место на настоящих занятиях. Но мы утверждаем, что можно изучать иностранный язык и получать удовольствие. Это возможно — с помощью игр.


настроение: занимательное
ключевые слова: использование игр, развитие, память, начальная школа, средняя школа, мотивация, словарный запас
город: Железнодорожный, Московская обл.
Игры имеют множество преимуществ. Они:
- вносят элемент разнообразия в урок;
- мотивируют к учению и бросают учащимся вызов;
- обеспечивают практику всех навыков;
- подталкивают учащихся к общению и взаимодействию;
- обеспечивают практику спонтанной речи;
- дают возможность освежать, закреплять и расширять словарный запас;
- сплачивают коллектив;
- ставят ученика в центр учебного процесса;
- вовлекают всех учащихся;
- создают атмосферу здорового соревнования;
- могут быть изменены в соответствии с возрастом, уровнем и интересами учащихся.
Одной из задач обучения иностранному языку в начальной и средней школе является когнитивное развитие ребенка. Приведем примеры коротких игр на развитие памяти, которые могут быть использованы на уроках английского языка. Для их проведения учителю могут понадобиться флеш-карточки (карточки с изображениями, flashcards) или карточки с написанными на них словами (wordcards).
Читать полностью »