«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

СЛОВО О НАСТАВНИКЕ

Пятница 24 ноября 2023

Материал, с которым наши читатели сегодня познакомится в рамках нашей рубрики ALMA MATER, подготовлен учителями из Новосибирска и Новосибирской области. Этот материал об их наставнике – Надежде Ефимовне Буланкиной, многолетнем друге ,коллеге , консультанте и авторе нашего журнала   и всего Центра лингвистического образования АО «Издательство «Просвещение».

Автор: Темнова Ирина Николаевна, руководитель направления Центра лингвистического образования  АО «Издательство «Просвещение»

Многолетнее плодотворное сотрудничество с Надеждой Ефимовной – свидетельство ее преданности педагогической науке и практике. Информация о многочисленных педагогических событиях региона находит отражение в сборниках статей учителей и в учебно-методических пособиях.

2023 год богат на созданные пособия в рамках совместного с нашим Центром проекта «Создаем безопасную коммуникативную среду. Педагогические мастерские учителей региона»

В них читатели нашего журнала могут найти много интересных находок из педагогических копилок учителя иностранного языка.

Надежда Ефимовна всегда щедро делится своими знаниями и опытом со своими коллегами, школьными учителями, с читателями нашего журнала и с нами, сотрудниками ЦЛО.

Мы благодарны ей за общение и ценим ее опыт и советы нашего педагога-наставника!

Темнова И.Н.,
руководитель направления центра лингвистического образования


УЧИТЕЛЬ УЧИТЕЛЕЙ

«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель.
Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, —
он будет лучше того учителя, который прочёл все книги,
но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам.
Если учитель соединяет в себе любовь к делу
и к ученикам, он – совершенный учитель…»
Л. Н. Толстой

Автор: Самотой Вера Павловна, учитель английского и немецкого языков высшей квалификационной категории
Место работы: МБОУ СОШ №2, г. Карасук, НСО|Должность: учитель английского языка, руководитель ММО учителей иностранных языков Карасукского района Новосибирской области

Профессия педагога – одна из самых уважаемых и одновременно сложных. Для детей учитель является значимой человеком, умеющим их воспитывать и обучать жизненным премудростям. От того, кто будет воспитывать ребенка, зависит его будущее, его мировоззрение, его жизнь.

Профессия педагога – очень трудная и ответственная. И далеко не каждый может стать настоящим педагогом. Ведь умение передать свой опыт молодым, только вступающим в самостоятельную жизнь людям, — это талант. А умение вдохновить и дать возможность раскрыть свои способности в области воспитания и обучения детей – талант вдвойне.  Цель педагогической деятельности заключается в умении вызвать у детей интерес и желание изучать иностранный язык, в также помочь раскрыть его творческие способности. И в центре внимания современного образования, а значит и каждого педагога поставлена — личность, уважение к ней, стремление помочь ее развитию. Творчески работающий педагог постоянно задается вопросом: как организовать занятие, чтобы детям было интересно учиться, а сам учитель испытывал бы профессиональное удовлетворение от своего труда.

Во всех толковых словарях слово «наставник» трактуется одинаково — это «специалист, профессионал или опытный работник, у которого другие работники могут получить совет и рекомендацию». В начале 2000-х на курсах повышения квалификации мне посчастливилось познакомиться с Надеждой Ефимовной Буланкиной, заведующей кафедрой тогда ещё гуманитарного образования в Новосибирском институте повышения квалификации, прекрасным педагогом и просто человеком широкой души. Я была удивлена тем, как педагог смог заинтересовать не только молодых, но и педагогов со стажем, новыми формами организации учебного материала на занятии. Мы чувствовали себя комфортно, интересно, легко. Надежда Ефимовна смогла «пробудить» во мне исследователя, зажечь в нем желание узнавать новое, вовлечь в методическую деятельность. Уже тогда она привлекла моё внимание новыми подходами в обучении. Всегда ухожена, аккуратна и, опрятна, удивляет своими нарядами, аксессуарами. Человек доброжелательный, отзывчивый, любящий и понимающий сложности в работе учителя, который показывает, что быть учителем, значит быть эталоном знаний, красоты, как для детей, так и для окружающих.

Надежда Ефимовна преподавала английский язык в Новосибирском педагогическом университете, в Новосибирской консерватории, а также в различных специальных колледжах и школах области. В настоящее время она возглавляет кафедру иноязычного образования НИПКиПРО. Надежда Ефимовна, являясь координатором программ по иностранным языкам в регионе, проводит мастерские для преподавателей английского языка средних общеобразовательных школ по актуальным вопросам в области методики преподавания иностранных языков, а также лингвострановедческие семинары в рамках курсовой переподготовки работников образования.

Второе моё «знакомство» с Надеждой Ефимовной состоялось, когда я была назначена руководителем муниципального методического обучения учителей иностранного языка. Сказать, что я была рада этому – не сказать ничего. Я была счастлива, что снова смогу учиться у Надежды Ефимовны мастерству управления методическим объединением. Как опытный наставник она всегда поможет советом и как лучше составить план работы, чтобы в итоге все намеченные задачи были реализованы и достигнута цель образования. Надежда Ефимовна знает, как преподнести те или иные знания, очень доступно все объясняет. Яркость, красочность и разнообразие подачи материала привлекают на организованных Надеждой Ефимовной методических сессиях. Мне повезло, что в своей педагогической деятельности, я встретила сильного, авторитетного наставника, который всегда поможет в трудную минуту.

Бесконечно ей благодарна за участие, за все её мудрые советы, которые она давала и дает сегодня. Нелегко заслужить добрую славу, но ещё труднее сохранить ее за собой на долгие годы. И в этом отношении Надежда Ефимовна верна себе: она по-прежнему щедра на помощь. Как хорошо, что в нашей жизни есть такие люди, про которых можно с гордостью сказать: «Это — мой наставник!»


 «У Вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление»
Народная мудрость.

Надежде Ефимовне Буланкиной не нужен второй шанс!!!

Учитель, профессор, доцент, руководитель и просто человек с большой буквы! Двигатель нашего педагогического англоязычного образования и мотиватор!

Автор: Змитрович Наталья Ивановна, учитель английского и немецкого языков высшей квалификационной категории
Место работы: МБОУ Кольцовская школа № 5 с углубленным изучением английского языка, р.п. Кольцово, НСО
Должность: учитель английского языка, руководитель ММО учителей иностранных языков р.п. Кольцово

Наша первая встреча незабываема! Её образ-элегантный, красивый и «зажигательный» остаётся с нами навсегда!Причем под “образом” нужно понимать не только визуальный зрительный образ, но и образ мышления, действий, поступков. Это её умение общаться, искусство говорить и, особенно, слушать. Правильно выбранный тон разговора, тембр голоса, изящество движений во многом определяет тот образ.

Надежда Ефимовна добродушна и во всем идущий на встречу преподаватель. Заниматься с ней легко и приятно, она никогда не требует сверх меры и прощает любые оплошности. Это — преподаватель по призванию. Рассказывает все материалы увлеченно, харизматично, с уместным юмором и увлекающими примерами из реальной жизни. Слушать такого наставника всегда интересно, а его вдохновляющие истории и веселые примеры стимулируют желание посещать все занятия и изучать язык все глубже и глубже, проявляя собственную инициативу. Одинаково эффективно доносит тонкости, секреты и фишки английского языка. Надежда Ефимовна умеет разжечь любопытство и завладеть интересом практически любого педагога, а это — один из главных ключей к желанию развиваться.

Педагог – профессия особенная. Учителя – это те люди, которым всегда приходится быть на виду, рядом с нами всегда находятся родители, ученики, коллеги. На самом деле, профессия учителя в меняющемся мире интересна, разнообразна и сложна.  Но сегодня, зачастую, мы — учителя, сталкиваемся с целым рядом противоречий и вынуждены искать пути решений возникающих проблемных ситуаций, именно Надежда Ефимовна направит и подскажет правильный путь.  Интерес учащихся к личности учителя – средство активизации интереса к предмету. Именно ученики дают энергию жизни учителю, а учитель дарит открытие “новых горизонтов”.
Надежда Ефимовна вдохновляет: как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан постоянно совершенствовать свои индивидуальные и личностные качества, коммуникативные, особенности профессиональной деятельности и поведения.

Так как учебный предмет «английский язык» очень специфичен, он отличается от всех других предметов школьного цикла коммуникативной природой. Преподавание иностранного языка – это особая область, где без эмоциональной увлеченности невозможно достичь даже «сносных» результатов, сколько бы ни отдавать этому сил и времени. Ведь вне языковой среды иностранному языку научить нельзя, ему можно только научиться.

Надежда Ефимовна – эмоционально богатый учитель, владеющий приемами вербального и невербального проявления чувств и целенаправленно их применяющий, способна оживить семинар, сделать его экспрессивным, приблизить к естественному общению.

Не менее важен её профессиональный антураж, которым окружает себя, «ненавязчиво» демонстрируя принадлежность к тому или иному культурному сообществу специалистов.

Повышение уровня подготовки учителя английского языка происходит за счет её курсов, семинаров, мастер-классов, метод-объединений, творческих конкурсов. 

Создание инновационного климата в коллективе, а также поддержка коллег на всех этапах деятельности являются неотъемлемым условием успешности самореализации Надежды Ефимовны!


Автор: Гридчина Елена Германовна, учитель английского языка, Почётный работник общего образования РФ
Место работы: муниципальное казенное учреждение Ордынского района Новосибирской области – «Межшкольный информационно-методический центр»
Должность: старший методист

Год 1995. Курсы в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования. Сижу за последним столом и пытаюсь быть незаметной. О преподавателе наслышана: строга и требовательна, не терпит небрежности к языку, спрашивает, что называется «по полной» и никаких поблажек. Слушаю, получая колоссальное удовольствие от звучащего английского и вдруг понимаю, что вопрос адресован мне: преподаватель просит рассказать немного о себе и о моих ожиданиях от предстоящего курса… Так состоялась моя первая встреча и знакомство с заведующей кафедрой гуманитарного образования института (сегодня это кафедра иноязычного образования) Надеждой Ефимовной Буланкиной. Что поразило сразу? Прежде всего, конечно, интеллигентность, утонченность стиля и аристократизм. Что поражает до сих пор? Неуёмная энергия и колоссальная работоспособность, постоянное желание саморазвития и самосовершенствования, а самое главное — безмерная самоотдача для развития профессиональных качеств учителей иностранных языков региона.

Надежда Ефимовна на протяжении многих лет курирует педагогическое сообщество учителей иностранного языка региона. Учителя повышают свою квалификацию на предметных курсах, специально организованных стажировках и на основе разработанных индивидуальных образовательных маршрутов, ориентированных на устранение профессиональных дефицитов по запросу учителя или по результатам проведённой педагогической диагностики. Образовательные события, организуемые Надеждой Ефимовной, позволяют педагогам получить уникальный опыт и представить свой на мастер-классах и в творческих лабораториях коллег, обсудить актуальные задачи современного иноязычного образования. Надежда Ефимовна постоянно подчёркивает, что профессиональный опыт каждого учителя уникален и востребован, создаёт условия и обеспечивает научно-методическое сопровождение для его представления на различных уровнях.

Листаю словарь русского языка С.И. Ожегова: наставительный, наставить, наставление…. Вот оно, нужное слово: наставник. «Наставник — учитель, руководитель, воспитатель». Надежда Ефимовна, к вам мы идём за знаниями: более трёхсот печатных работ! Учебные пособия «Читай и говори по-английски», «Английский? Это — здорово!». Они давно стали нашими настольными книгами.  К вам мы идём за советом и поддержкой.  Вы выполняете важную миссию — передаёте знания, развиваете наши аналитические способности, умение принимать решения, выстраивать отношения и общаться с людьми, мотивируете к развитию. Моё профессиональное становление и развитие проходило при постоянном сопровождении Мастера. Потребность читать классическую литературу на языке автора, видеть рациональное зерно и «изюминку» там, где порой это нелегко заметить, учиться каждый день самому, учиться у других, верить в себя и своих учеников, коллег, участвовать в проектах и образовательных программах, грамотно представлять свой опыт. И это далеко не полный перечень того, чему меня научила Надежда Ефимовна.

Сегодня за моими плечами большой опыт работы в системе образования. Это путь от учителя до руководителя образовательного учреждения.  Но и сегодня, как много лет назад, Надежда Ефимовна – мой главный куратор и наставник в профессии!


В мире есть две сложные вещи — воспитывать и управлять!

Автор: Акзамова Елена Николаевна, учитель английского языкавысшей квалификационной категории
Место работы: МКОУ Александровская ООШ, Маслянинского  района
Должность: учитель английского языка,  руководитель ММО учителей иностранныхязыков Маслянинского района

Одной из самых уважаемых и одновременно сложных считается профессия педагога. Для детей учитель является значимой фигурой, умеющий их воспитывать и обучать жизненным премудростям. От того, кто будет воспитывать человека, зависит его будущее, его мировоззрение, его жизнь.

Педагог — это состояние души. Он дарит обучающимся тепло своего сердца. Я уверенна, вы согласитесь со мной, что педагог — это первый после мамы человек, который встречается детям на их жизненном пути. Самое главное в этой профессии — любить их, любить просто так, ни за что, отдавать им свое сердце. Для меня профессия педагог — это возможность постоянно находиться в мире детства, в мире сказки и фантазии.

К выбору профессии педагог я пришла сразу, осознавая, какая это большая ответственность перед ребятами, перед родителями, и перед самим собой. Несмотря на уверенность в себе, внутри меня был страх, ведь каждый мой ученик — это чистый лист бумаги, если напишешь с ошибкой, исправить ее в дальнейшем будет очень трудно. Мне, преподавателю необходим был совет педагога — наставника. Во все времена старшее поколение помогает младшему. В этом процессе как нельзя лучше осмысливаются драгоценные слова «что посеешь, то пожнешь».

 И я встретила на своем педагогическом пути такого человека-педагога с большой буквы, Надежду Ефимовну Буланкину!

Надежда Ефимовна — специалист, профессионал своего дела, у которого другие работники могут получить совет и рекомендацию. Она замечательный человек, прекрасный руководитель и просто человек широкой души.

Надежда Ефимовна, дает мне и моим коллегам огромные знания в своих работах: более трёхсот печатных работ! Книги «Читай и говори по-английски», «Английский? Это — здорово!» — наши настольные книги.  К ней мы идём за советом и поддержкой.  Она выполняете важную миссию — передаёт знания, развивает наши аналитические способности, умение принимать решения, выстраивать отношения и общаться с людьми, мотивирует к развитию. Моё профессиональное становление и развитие проходит при постоянном сопровождении моего наставника — Надежды Ефимовны!

Надежда Ефимовна не считается со временем, охотно делится своим опытом, учит быть не пассивным наблюдателем, а активным другом и партнером в работе с коллегами, учениками.

Работая под ее руководством, я всегда с благодарностью и теплом вспоминаю ее за «фундамент», который она заложила в моих знаниях и умениях как педагога. Она умеет сделать замечания так, что это не кажется обидным. Она всегда бодра, энергична, оптимистично настроена. И я с благодарностью учитываю все ее пожелания и наставления.

Надежда Ефимовна дала мне понимание того, что учитель  должен уметь все: петь, танцевать, декламировать правильную речь, владеть правилами хорошего тона. Я в то время, как начинающий методист, у которого не было опыта работы методистом, нуждалась в поддержке со стороны опытного педагога, порой даже в мелочах терялась, но мне было комфортно постоянно ощущать её надёжное плечо, я знала, что с любым вопросом могу подойти к своему наставнику, который мне поможет.

Благодаря своему наставнику я с гордостью могу сказать, что профессия педагог — самая важная и главная на свете! Результаты моей профессиональной деятельности — это труд моего наставника, Буланкиной Надежды Ефимовны!

Спасибо Педагогу — Наставнику!


УЧИТЕЛЯ-НАСТАВНИКИ ИЗ НОВОСИБИРСКА

Моему педагогу – наставнику.
Буланкиной Н.Е. посвящается…..

Автор: Маркеева Наталья Борисовна, учитель английского языка первой квалификационной категории
Место работы: МБОУ школа № 96, Новосибирск
Должность: учитель английского языка

Учитель – от слова учить! Сколько смысла в этом слове, сколько глубины, мудрости и любви! В жизни каждого человека он есть и для каждого он по-своему дорог! В моей жизни было очень много учителей и каждого я помню и ценю. Все они оставили своей след в формировании моей личности! Многие были влюблены в предмет, который преподавали и эта любовь передавалась нам! Мы с увлечением изучали историю, географию, литературу, интересовались живописью, ходили в музыкальную школу. Все это, до сих пор идет рядом со мной. Но есть одна уникальная женщина, мой педагог – наставник, которая изменила мою судьбу, и особенно повлияла на мое мировоззрение. Это глубоко мною уважаемая Надежда Ефимовна.

Знакомство с этой уникальной личностью произошло на курсах переподготовки в НИПКИПРО.  Я пошла туда не потому, что хотела стать учителем иностранного языка, а чтобы выучить сам язык. Будучи школьницей, учителя английского языка мне казались небожителями. Я всегда смотрела на них с восхищением, и мне тоже очень хотелось разговаривать на чужом языке. Но … не получилось… Мой школьный учитель особо не утруждал себя объяснением грамматики и проверкой заданий, его мало волновало, усвоили мы материал или нет. И вообще всем нам сказали, что у нас нет способностей к языку! Эта мысль надежно поселилась в моей голове и мои мечты заговорить на английском с треском провалились. Но желание осталось… многие годы оно сидело во мне и зрело. После школы я поступила в НОККИИ, закончила фортепианное отделение и долгие годы преподавала класс фортепиано. Потом начала путешествовать за границу… Вот там то я и поняла, что не нужно иметь сверх способности чтобы выучить язык. Я твердо решила идти учиться. Будучи в зрелом возрасте, я подала заявление на обучение курс Лингвистика: теория и методика преподавания иностранных языков и культуры (английский, немецкий). Наконец-то сформировалась группа и мы пришли на первое занятие. И вот в аудиторию вошла эффектная женщина, элегантно одетая, в украшениях со вкусом подобранных к платью. Это была Надежда Ефимовна. Продемонстрировав свой безупречный английский, она и нам сказала, что мы тоже так можем разговаривать. Начались интересные занятия, не похожие друг на друга. Она буквально влюбляла нас в английский. Мы постоянно посещали школы с углубленным изучением английского, семинары, записались в библиотеку и взяли книги на английском языке. А один раз Надежда Ефимовна организовала нам живое общение с французом, которого случайно встретила в кафе. Он только окончил университет в Париже и решил это событие отметить путешествием из Парижа до Владивостока.

Оказавшись в Новосибирске, он заехал позавтракать в кафе, где и встретил Надежду Ефимовну. Мы с удовольствием, как могли, общались с ним. После такой бурной череды событий неуверенность в своих силах прошла. Я с рвением стала заниматься английским по методике Надежды Ефимовны и через 2 месяца могла видеть первые результаты упорной работы. Узнав, что я учусь в НИПКИПРО, мне предложили подработать в Ордынской школе №3 учителем английского языка, на что я с радостью согласилась. Я не знала тогда, что простое желание выучить язык выльется в мою профессиональную деятельность и полностью захватит меня. Конечно же, все это благодаря Надежде Ефимовне. Это она поверила в меня и вселила уверенность. Открыла горизонты моего сознания. Заставила поверить в то, что я могу выучить не только английский, но и любой другой иностранный язык. Она дала мне понять, что человек может все, если с ним рядом мудруй друг и наставник.  Она является для меня эталоном стиля и тонкого вкуса, эталоном неугасаемой энергии и самообразования. Она умеет создать вокруг себя удивительную атмосферу любви и заботы, которой она окружает не только меня, но и всех тех, кто находится рядом с ней.

Вот уже шестой год я преподаю английский язык. Я переехала в г. Новосибирск и в данный момент работаю в школе с углубленным изучением английского языка №96 г. Новосибирска. Я всегда знаю, что в любой момент могу обратиться за помощью к Надежде Ефимовне, если у меня возникнут какие-нибудь трудности. И она с высоты своего огромного опыта, всегда придет мне на помощь. 

Закончить свою статью я бы хотела цитатой первого заместителя руководителя Администрации Президента России Серге Кириенко «Никакие знания не передаются иначе как от человека к человеку, за каждым успешным человеком в любой сфере всегда стоит наставник…. Наставничество – это когда человек вкладывает душу, делиться секретами профессии, которые позволили ему самому быть лучшим».

Спасибо Вам, Надежда Ефимовна, что вы есть в моей жизни!

До новых встреч!

Комментарии закрыты.