РАЗВИВАЕМ ГАРМОНИЧНУЮ ЛИЧНОСТЬ С ПОМОЩЬЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
Автор: Марина ШИРИНЯН | Рубрика: РАБОТАЕМ ПО НОВЫМ СТАНДАРТАМ Четверг 26 января 2023Одним из показателей успешности вхождения в мировое образовательное пространство является выполнение образовательных международных стандартов, в которых формирование функциональной грамотности (ФГ) обозначено в качестве одной из приоритетных задач.
Автор: Ширинян Марина Витальевна
Место работы: АО «Издательство «Просвещение»
Должность: педагогический дизайнер Центра лингвистического образования АО «Издательство «Просвещение»
В современном мире ФГ становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, а также обучению на протяжении всей жизни.
Введение в российских школах Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) НОО и ООО актуализировало значимость формирования ФГ с учетом новых приоритетных целей образования, заявленных личностных, метапредметных и предметных планируемых образовательных результатов.
В новых ФГОС НОО (п. 34.2.) и ООО (п. 35.2.), утверждённых 31 мая 2021 г., подчёркивается необходимость создания условий, обеспечивающих «возможность формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий».
Запущен федеральный проект Министерства просвещения «Мониторинг формирования функциональной грамотности обучающихся», который поможет решить существующие проблемы: познакомить учителя с номенклатурой умений, которыми обладает функционально грамотный человек, проанализировать учебно-методические материалы, которые использует учитель на уроках, научить учителя разрабатывать дополнительные материалы (но это занимает много времени).
Обращаем внимание на Программу курса неурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни», которая предлагает системное предъявление содержания, обращающегося к различным направлениям функциональной грамотности.
Основной целью курса является формирование функционально грамотной личности, ее готовности и способности «использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
14 октября 2022 г. были опубликованы Примерные рабочие программы среднего общего образования по иностранному (английскому) языку (базовый и углублённый уровни).
В данных документах прописано о развитии сформированных в основной школе умений читать про себя и понимать с использованием языковой и контекстуальной догадки аутентичные тексты разных жанров и стилей, содержащих отдельные неизученные языковые явления, с разной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи, а также уделяется внимание чтению несплошных текстов (таблиц, диаграмм, графиков и т. д.) и пониманию представленной в них информации.
ФГ как уровень образованности и образовательный результат характеризуется умением решать жизненные задачи в различных сферах деятельности на основе прикладных знаний, необходимых в быстроменяющемся мире. Уровень ФГ как показатель образованности включает «знание правил, норм, инструкций, применение правил в известных ситуациях, обоснование и применение известных правил в новых ситуациях, использование универсальных способов деятельности для решения функциональных проблем в учебных ситуациях, решение функциональных проблем, связанных с реализацией отдельных социальных функций».
ФГкак метапредметный образовательный результат и уровень образованности подразумевает использование полученных знаний для решения актуальных проблем обучения и общения, социального и личностного взаимодействия. Она способствует адекватному и продуктивному выбору программ профессионального образования, помогает решать бытовые задачи, взаимодействовать с людьми, организовывать деловые контакты, выбирать программы досуга, ответственно относиться к обязанностям гражданина, ориентироваться в культурном пространстве, взаимодействовать с природной средой.
Наряду с этим необходимо отметить важность методической поддержки при работе с УМК и учебными пособиями. Поэтому для более детального изучения рассматриваемой темы вы можете обратиться к следующим электронным ресурсам:
- В электронном методическом журнале «Просвещение. Иностранные языки» работает рубрика «Развитие функциональной грамотности обучающихся», где вы найдёте примеры заданий для формирования читательской, математической и естественнонаучной грамотности в начальной и основной школах следующих линий УМК:
- Линия УМК «Английский в фокусе» 2-4
Сборник тематических кроссвордов на английском языке для 5 класса - Развитие функциональной грамотности на примере рабочих тетрадей УМК серии «Team Up!» (“Вместе”) для 2-3 классов
- Развитие функциональной грамотности на примере УМК серии «Сферы» для 2-4 классов
- Развитие функциональной грамотности на примере УМК серии «Сферы» для 5-9 классов
- Естественно-научная грамотность в начальной школе на примере линии УМК «Английский язык»
- Математическая грамотность в начальной школе на примере линии УМК «Английский язык»
- Читательская грамотность в начальной школе на примере линии УМК «Английский язык»
- Естественно-научная грамотность в основной школе на примере линии УМК «Английский язык»
- Математическая грамотность в основной школе на примере линии УМК «Английский язык»
- Читательская грамотность в основной школе на примере линии УМК «Английский язык»
Задания в них представлены по уровням умений; ссылки на упражнения учебников, рабочих тетрадей, книг для чтения и других компонентов УМК, которые помогут учителю целенаправленно организовать работу в рамках урока (и усилить в рамках внеурочной деятельности). Мы надеемся, что данные материалы помогут выстроить работу по такому важному направлению современного образования, и это позволит повысить качество образования, как отдельного ученика, так и в образовательной организации и в стране в целом. А также позволит выстраивать индивидуальные образовательные маршруты для обучающихся с учетом формирования их жизненных траекторий.
- В журнале «Просвещение. Иностранные языки» у вас есть возможность познакомиться с авторскими, методическими, а также со статьями учителей-практиков, которые делятся своим опытом работы по учебной литературе издательств «Просвещение»:
- The Text Is Dead, Long Live The Text!
- Функциональная грамотность школьников – важный показатель качества образования
- Готовность учителя к руководству исследовательскими проектами учащихся (на материале УМК «Звёздный английский»)
- ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ В ЭЛЕКТИВНОМ КУРСЕ «АНГЛИЙСКИЙ ДЛЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ» (с использованием пособия «Звезды моего города» и интернет-портала «City Stars»)
- Иноязычное образование, современный УМК и функциональная грамотность как одно из важнейших личностных качеств обучающегося на примере УМК серии «Сферы» для 10-11 классов (А.А. Алексеев, Е.Ю. Смирнова и др.)
- Актуальные вопросы экспертной оценки концептосферы авторского языка линейки УМК «Сферы»: современная школа. современный учитель. современный учебник. Часть 1
- Актуальные вопросы экспертной оценки концептосферы авторского языка линейки УМК «Сферы»: современная школа. современный учитель. современный учебник. Часть 2
- На образовательном ресурсе ‒ видеоверсии журнала «Просвещение». Иностранные языки» размещены записи вебинаров, видео лекций и образовательных роликов по проблематике изучения иностранных языков. В плейлисте «Функциональная грамотность», размещенном в социальной сети ВКонтакте, вы найдете актуальную информацию о практическом подходе к развитию функциональной грамотности обучающихся.
- Платформа «Учитель. Club» поможет решить наиболее актуальные запросы учителей, школьников и родителей. Для вас доступны мастер-классы, сервисы психологической и методической помощи, актуальные предложения по повышению квалификации, обзоры лучших практик, консультации при выполнении домашних заданий и др. Кроме того, ученики смогут получить персональную помощь от экспертов и педагогов по темам урока, которые не получилось хорошо освоить.
- В каталоге издательства«Просвещение» представлена учебная литература для всех уровней образования.
- «Медиатека «Просвещения» — это образовательная платформа с доступом к коллекции учебных и методических материалов, инновационным сервисам для преподавания, учебникам с интерактивными объектами и удобной навигацией.
- В разделе «Аудиоприложения к учебникам и рабочим тетрадям» вы можете бесплатно скачать аудиокурсы ко всем линиям УМК по иностранному языку.
- Книги для учителя, а также рабочие программы ко всем линиям УМК по иностранному языку размещены в разделе «Рабочие программы для учителей».